Как вернуть читателя в библиотеку?
Похоже, что Россия потеряла статус самой читающей страны. По статистике, 48 процентов российских граждан совсем не читают книг. В связи с падением популярности литературы уменьшается количество читателей, в том числе – детских библиотек. Свободное время многих школьников посвящено компьютерным играм.
Что нужно сделать, чтобы отвлечь детей от компьютера и пробудить в них любовь к книгам? Могут ли детские библиотеки быть интересными в эпоху всеобщей компьютеризации? Чтобы разобраться в этих вопросах, наш корреспондент побывал в самой крупной библиотеке города – детской библиотеке имени Зои Космодемьянской.
Грамотность школьников падает
В ходе международного исследования, которое проводилось в 2009 году (в нем участвовало 65 стран мира, в том числе и Россия), выяснилось, что российские семьи тратят на чтение 5 минут в день, а то и в неделю. Раньше – полчаса, час. В итоге по уровню грамотности учащихся Россия заняла 43 место из 65.
По словам директора библиотеки имени Зои Космодемьянской Натальи Кириленко, многие дзержинцы избавляются от книг, приносят литературу в библиотеку целыми мешками. По мнению Натальи Кириленко, в этих семьях никто книги в руки не берет. Как считает Наталья Николаевна, в семье, где не читают книг, дети растут безграмотные. И они, в свою очередь, создадут семьи с такой же тенденцией. Если раньше мамы и папы очень много внимания уделяли воспитанию ребенка, в том числе и прививали грамотность – вместе читали и обсуждали содержание книг, то сейчас родителям просто не до этого. Много времени тратится на то, чтобы заработать деньги. В итоге ребятишки предоставлены сами себе.
Библиотека как центр досуга
«Очень обидно бывает, когда выясняется, что школьники не знакомы с известными произведениями отечественной литературы. Это заставляет нас двигаться вперед, приобщать их к чтению книг», – говорит Наталья Николаевна.
Многие школьники и малыши детских садов нашего города и его окрестностей знают об этой библиотеке благодаря музею народного быта, который открылся здесь три года назад. Наталья Кириленко считает, что именно музей помогает библиотеке, которой она руководит, держаться на плаву, так как он сегодня очень востребован. Среди его экспонатов – важные пузатые самовары, тяжеленные утюги, нагревающиеся от угольков.
Малышам очень нравится пестерь – короб, в котором в сказке Машенька пряталась с пирожками. И, что немаловажно, все экспонаты можно подержать в руках. Большой популярностью у малышни пользуется комната сказок с огромной Бабой-ягой, которая так активно орудует ухватом, что того и гляди кого-нибудь посадит в печь. А еще здесь есть огромный зал с пианино, в котором проходят концерты и массовые мероприятия.
По сути, эта детская библиотека, да и другие, давно уже стала центром досуга, где библиотекари, как клубные работники, и поют, и пляшут, и ставят спектакли – все делают для того, чтобы жизнь в библиотеке кипела. Так они отвоевывают своего читателя у всемогущего Интернета.
Россия наступает на те же грабли, что и заграница
Библиотекарям приходится интуитивно менять привычные аспекты в работе. Каждый руководитель находит свою методику, но для осуществления задуманного нужны элементарные квадратные метры, которые у библиотек не раз пытались прибрать к рукам бизнесмены. Но, к счастью, библиотекарям удавалось отстоять их с помощью одного из депутатов Законодательного собрания. Половину помещения библиотеки имени Зои Космодемьянской также собирались сдавать в аренду.
Однако, как считает Наталья Кириленко, здесь нет ничего лишнего, все функционально. Без специально оборудованных помещений работа библиотеки очень сильно бы пострадала.
Другие же детские библиотеки теряют своих читателей из-за смены своей прописки. Им приходится объединяться со взрослыми библиотеками. Так, детская библиотека № 7 переехала во взрослую библиотеку имени Пушкина, а детская библиотека № 5 вошла в состав взрослой библиотеки имени Чехова. Многие родители не отпускают в объединенные библиотеки детей, потому что они находятся далеко от дома. Например, с улицы Терешковой за литературой ребятишкам приходится ходить в Дом книги.
И привлечь читателей в эти библиотеки стало труднее, потому что у библиотекарей нет места для проведения массовых мероприятий. По мнению Натальи Кириленко, объединяться надо хотя бы на больших площадях.
А некоторые библиотеки и вовсе закрылись в связи с реорганизацией. Так, были закрыты детская библиотека №6 на улице Терешковой и библиотека № 8 на улице Галкина.
Собственно, детские библиотеки либо закрываются, либо объединяются со взрослыми по всей России. Парадокс состоит в том, что еще недавно они считались особенностью СССР. За границей детские книжки хранились в обычных публичных библиотеках. Но падение интереса к детской литературе заставило многие страны перенять опыт СССР.
Детские центры на базе библиотек и отдельные детские библиотеки появились во Франции, Японии, Южной Корее и так далее. Россия же, напротив, решила наступить на те же грабли, что и заграница.
Интернет – на службе у библиотеки
Музейные экспонаты помогают сделать библиотечное мероприятие интереснее. Они используются на фольклорных вечерах – чернореченских посиделках. Сначала дети рассматривают экспозицию – предметы быта. Например, царский медный пятак, который помогает избавиться от синяков. Ребята потрогают его, ко лбу приложат – им интересно.
А после мероприятия они обязательно поинтересуются, что на медный пятак можно было купить. Кто-то будет искать информацию в компьютере, а кто-то – в библиотечной книге. О том, как использовались отдельные предметы быта, рассказывают обряды, а также сценки и частушки, которые исполняют сами ребята. И времени на компьютер у них почти не остается. При этом они свободное время проводят с большей пользой и здоровье не растрачивают по пустякам.
В своей работе библиотека активно использует компьютер. Так, если раньше в библиотеке проводились просто беседы о писателях, то сейчас знакомство с ними происходит на литературных уроках, во время которых используются видеофрагменты из художественных, документальных фильмов о жизни и творчестве классиков, экранизация произведений из школьной программы. Ведь одно дело – просто прочитать, и совсем другое – посмотреть, где жил писатель.
Сотрудники библиотеки ненавязчиво заинтересовывают своих посетителей. Просто посоветовать прочитать что-то интересное иногда бывает мало, необходимо вовлекать ребенка в творческий процесс. Так, сотрудник библиотеки Светлана Валентиновна Борзова вместе с детьми готовит театрализованные постановки. Чтобы лучше войти в роль, юные артисты стараются побольше узнать о своем герое из книг. В итоге получается не просто досуг, а более глубокое изучение литературы.
К счастью, все городские библиотеки сегодня компьютеризированы. Более того, все они находятся в одной сети. С помощью нее легко выяснить, в какой из городских библиотек имеется в наличии необходимая литература, которую можно получить по запросу.
Учитывая, что библиотеки комплектуются слабо, заявки читателей, касающиеся справочной литературы, библиотекари также выполняют с помощью Интернета. Необходимая информация распечатывается на бумаге.
Большое подспорье для читателей – клуб взрослых краеведов, который существует при библиотеке. Краеведы встречаются с детьми, проводят беседы, «круглые столы». При непосредственном участии библиотеки имени Зои Космодемьянской было выпущено несколько сборников «Вестника краеведов». В них опубликовано много интересных фактов, которые вообще не найти ни в одной книге. Они издаются для школьников, изучающих историю своего края.
Дети охотно встречаются с увлеченными людьми. Так, недавно в библиотеке проходила выставка поделок из корней деревьев Валерия Никандровича Ионова, была организована встреча с ним. Ребята с удовольствием слушали его рассказы, брали в руки его работы, которые стали своеобразным антуражем мероприятия. На этой встрече ребята на свистульках из глины воспроизводили трели соловья и уханье совы. После такого общения с мастером ребятам хочется что-нибудь сделать своими руками и почитать об этом в книгах.
P.S. Что будет дальше с детскими библиотеками, неизвестно. Возможно, библиотекарям со временем удастся вернуть интерес к книге многим дзержинским детям. А пока в нашем городе, слава Богу, у ребятишек есть альтернатива досуга. И каждый сам для себя решит, куда ему пойти, – на чипсово-пивной семейный праздник, который устраивает городской парк культуры, или же на интересное библиотечное мероприятие.
Современная зарубежная библиотека давно уже стала общественным центром, в котором выдача книг – далеко не основная услуга. В библиотеках читают публичные лекции, проводят конференции, при них имеются рестораны и кафе, для детей организованы игровые зоны.
В Канаде, Великобритании, Нидерландах, Японии и Италии семью призывают записываться в детскую библиотеку еще до рождения ребенка: сначала матерей учат поведению во время беременности, потом – уходу за грудничком, затем – выразительному чтению первых детских книжек (которые малыш получает в подарок), пению песенок и так далее.