Ожившая старина
Все знают Дзержинский краеведческий музей. Он — главный хранитель истории нашего города и собиратель старины. Но есть у него множество младших братьев — небольших музеев, открытых при школах, социальных учреждениях, на предприятиях города. Далеко не все известны дзержинцам, но многие из них достойны вашего внимания. Мы приглашаем вас в заочное путешествие по музеям города. Первая публикация об одном из них.
Как давно вы видели настоящие венские стулья, а пахталку для взбивания масла или же знаменитый кузнецовский фарфор? А знаете ли, что такое клубочница или лапотник? И бывают ли на свете калоши, в которых на танцы можно ходить, не снимая туфелек? Если все эти вопросы для вас загадка, нужно срочно отправляться в музей народного быта.
Почти восемь лет назад в библиотеке им. Зои Космодемьянской открылась небольшая экспозиция, посвященная быту и жизни чернореченцев. В отдельном помещении была воссоздана обстановка обычной крестьянской избы конца XIX — начала XX веков. Детская зыбка, подвешенная посреди избы; чугунные горшки; деревянная утварь на лавках у входа; «горка» с квасниками различной формы; угольные утюги, ухваты и, конечно, ручное кружево и вышитые рушники. Все, что знакомо старшему поколению, но удивительно для молодежи.
Собрала все эти экспонаты и превратила в музей народного быта заведующая детской библиотекой им. З. Космодемьянской Наталья Николаевна Кириленко. Создавать экспозицию ей помогали дзержинские краеведы (Г.А. Силимянкина, А. А. Кириллов, А. И. Демидов, П. А. Афимьин и др.). Многие из них принесли уникальные экспонаты, которые занимают сегодня достойное место в музейной коллекции. Со временем у музея появились и другие дарители. Многие из них отдали свои личные коллекции, которые собирали на протяжении многих лет. Кто-то пожертвовал семейную реликвию. Наталья Николаевна записывает историю каждой вещи, а затем находит ей место в экспозиции.
Спасла от гибели
Двух маленьких комнат музею мало, экспонатам становится тесновато. Поэтому музейную коллекцию разбивают на тематические разделы. Например, в читальном зале сегодня представлена коллекция уникальных швейных машинок: дореволюционная швейная машинка Товарищества Попова в Москве, всеми любимая «Зингер», подольские ручные швейные машинки. «Госшвеймашину» (г. Подольск) Наталья Николаевна буквально спасла от гибели под прессом. Раритет готовились сдать на лом, когда руководитель музея увидела ее практически брошенную на улице. Рядом с машинками — изящные туалеты: свадебное платье 1975 г., вечернее платье довоенного времени, сорочка, украшенная ручным кружевом. Тут же стоят калоши удивительной формы. С полым каблуком! Оказывается, такие калоши модницы надевали прямо на туфельки. Добравшись до клуба, скидывали их в сторонке и отправлялись танцевать, стуча каблучками. В этой удивительной коллекции есть даже детская швейная машинка, которую можно было купить в детских магазинах в 80-е годы прошлого века.
В соседнем зале можно увидеть фотоаппараты 40-х, 50-х годов, фотоувеличитель, необходимое в фотомастерской оборудование и даже старинный аппарат, которым фотографировали дзержинцев в фотоателье. Да-да, тот самый, из которого должна вылететь птичка. И фотографии, которые сушатся на бельевой веревке с прищепками.
В лекционном зале «гостит» частная коллекция часов, предоставленная библиотеке на время учителем физкультуры школы № 10. Частная коллекция разбавлена «собственными» часами. Благодаря этому на экспозиции представлено около 200 тикающих механизмов. Совсем недавно многие из них мы могли видеть в каждом доме: будильники, ходики, с кукушкой и без, с боем, с гирьками. Есть даже часы для игроков в шахматы. Что особенно удивительно: более половины часов находится в рабочем состоянии. Ну и перезвон стоит в библиотеке, когда сюда на экскурсию приходят школьники!
Забытая деревня
Основная экспозиция музея за прошедшие годы разрослась до двух комнат. В первой по-прежнему можно окунуться в атмосферу традиционного деревенского быта. Музейная коллекция пополнилась уникальной складной железной кроватью, которая была выкована кузнецом из деревни Климово, что за Пурехом. Старинные сундуки все еще наполнены запахом старины, и если бы они умели разговаривать, то поведали бы о том, какое чудесное приданое хранили они для юных красавиц, сколько ночей не спала мама, да и сама девушка, чтобы вышить цветы на сарафане или рукава блузки. И все для того, чтобы взяли замуж. Кто без приданого замуж-то возьмет?! Девушек, которые не умели шить или прясть, раньше называли «непряхи», и было это очень обидное прозвище.
В красном углу, как и полагается по русскому укладу, висит икона, лежат веточки вербы и пасхальное яичко. Дореволюционные нательные кресты напоминают о своих хозяевах, которые потеряли их в кулачных боях в Гагинском районе близ речки Аратка. Старообрядческая лестовка помогала своей хозяйке сосчитать, сколько раз произнесена молитва. Центр промысла лестовок находился в г. Семенове, и руководил им Николай Александрович Бугров.
Из Запорожской области привезла Наталья Николаевна первую музейную прялку. Рядом уютно расположилась прялка, изготовленная в середине XIX века Михаилом Сенкевичем — мастером, переехавшим вместе со своей семьей в с. Черное из Польши. Про него говорили — «золотые руки». Многие жители заказывали у него щепной товар — ложки, дуплянки, коромысла, корытца. И даже когда мастер ослеп, ремесло не бросил — все на ощупь, по памяти. Глаза не видят, а руки помнят, как делать то или иное изделие, и даже сложные наличники с глухой резьбой.
Редко в каком доме обходились без самовара. А в других так и по 2 — 3 самовара было: на каждый день и на праздник. Один из самоваров с клеймом «Товарищество Торгового дома Шемариных в Туле» и многочисленными медалями «на пузе» подарил в музей краевед, коллекционер С. А. Першин.
У окошка музейной светелки — девичий сарафан и рубаха. Сарафан сшит вручную, швы аккуратно подпалены свечечкой, чтобы не стрепались нитки, — ни о каких оверлоках никто в то время даже и не слышал. «Каждая чернорецкая девица или молодая женщина непременно должна иметь шелковое платье, одно или два шерстяных (без шерстяного платья не пустят в хоровод) и несколько ситцевых сарафанов» — так писали в «Трудах комиссий по исследованию кустарной промышленности в России».
«В нашем музее, — говорит Наталья Николаевна, — каждая вещь получает второе рождение. Выкинутая за ненадобностью, она просто пропала бы. А теперь дети наглядно могут посмотреть, в какой обстановке жили их предки, какими вещами пользовались, узнать историю различных нижегородских промыслов».
Свидетельства пятидесятых
Во втором зале музея, который посвящен быту дзержинцев уже в советские годы, можно увидеть значки, марки, школьную форму, портфель, прописи 1957 г., чернильницу и перо, а также игрушки советского периода. Посетители постарше могут вспомнить аромат духов «Красная Москва» и тройного одеколона. Умиление и ностальгию вызывают семь слоников на растяпинском комоде и элегантная этажерка из Чулково. На стене висит радио, называемое в народе тарелкой. Это из него во время Великой Отечественной войны звучал голос Юрия Левитана: «Внимание, внимание, от Советского информбюро!».
Как же давно все это было! Рассматривать и удивляться можно бесконечно! За каждым предметом своя история, свои особенности. Смотришь и восхищаешься: как много умельцев и мастериц жило когда-то в Нижегородской области и, в частности, у нас, в Растяпине. Дом не просто украшали, умудрялись вносить в интерьер дома что-то особенное, свое, уникальное, теплое и родное. Все это живые свидетельства истории, которые иногда дороже любых учебников. История должна жить и передаваться из поколения в поколение. А наша задача — заботиться о том, чтобы эти свидетельства не затерялись и не пропали в безвестности.