Там, где время застыло
Там, где время застыло...
Музей народного быта, созданный в детской библиотеке имени Зои Космодемьянской три года назад, сегодня насчитывает триста предметов быта, которыми пользовались нижегородцы, начиная с конца девятнадцатого века по шестидесятые годы двадцатого века.
А начиналось все с небольшой выставки-экспозиции «Жизнь и быт нижегородцев», экспонаты которой располагались на трех полках. Сегодня они едва умещаются в двух комнатах.
В библиотечном музее можно не только услышать рассказы экскурсоводов-библиотекарей о жизни наших предков, но и подержать экспонаты в руках, что позволяет получить более полное представление о жизни наших пращуров.
Достаточно почувствовать тяжесть старинного утюга, разогревающегося от угля, и помахать им в разные стороны (а это делалось для того, чтобы уголек внутри не угасал), чтобы понять, какой недюжинной силой должна была обладать хозяйка, легко справляющаяся с домашней работой.
Впрочем, наши прабабушки должны были иметь не только силу, но и терпение, которое требовалось при рукоделии, ведь почти все необходимое для дома, для семьи они шили, вышивали, вязали самостоятельно. Вот взять хотя бы сарафан, теперь уже ставший экспонатом музея. На мой взгляд, сшит он безукоризненно, причем вручную – стежок к стежку, придраться не к чему. Иной нынешней хозяйке и на швейной машинке так безупречно сшить одежду не удается.
Есть в музее трактирный трехведерный самовар, из которого можно было напоить чаем 100 человек. И хотя эти символы домашнего тепла и уюта для многих из нас не в диковинку, мало кто знает, что «пузатый» пришел к нам не из Тулы, как принято считать, а с Урала. И стоил самовар так дорого, что его обладательница считалась завидной невестой, ведь, продав его, можно было купить половину жилого дома… И такие открытия здесь на каждом шагу – что ни вещица, то история.
Каждый экспонат попадает в музей по-разному. Некоторые дзержинцы освобождают свои квартиры от бабушкиных сундуков с одеждой, полотенцами, салфетками, которые хранились в них нетронутыми годами.
А вот Александр Кириллов, увлеченный стариной, коллекционировал предметы старины и очень ими дорожил.
Так, латунный рукомойник родственница Александра Арсеньевича отдала ему с условием, что он проведет ей в дом воду. И азартный коллекционер провел. Свою богатую коллекцию он хранил у себя в гараже и время от времени любовался ею. Чего в ней только не было: пестерь для сбора ягод и грибов (тот самый, в котором сказочная Машенька пряталась с пирожками), увесистый колокольчик-ботало, красовавшийся на шее коровы (ее легко можно было найти по колокольному звону), амбарный ключ с секретом и многое другое. В результате Александр Кириллов решил сделать щедрый подарок музею. Любоваться своей коллекцией вместе с другими посетителями музея ему показалось намного приятнее. Коллекционер частенько сюда заглядывает.
Среди экспонатов музея народного быта есть две небольшие латунные иконки, которые подарили маме Нины Солодиной на свадьбу в 1918 году. Всего же у Нины Алексеевны их было три. Перед тем, как отдать образочки в музей, дарительница обратилась за советом к Богу. И получила мысленный ответ: «Одну иконку оставь себе, а две отдай в музей», что она и сделала.
Самый древний экспонат музея – ромбический сверленый топор-молоток, который нашла сотрудница библиотеки имени Зои Космодемьянской в одном из районов нашей области.
Помимо всего прочего, в музее имеются предметы быта, которыми когда-то пользовались в Архангельске, Токмане и Запорожье, а также в других населенных пунктах. И по сей день дзержинцы продолжают приносить сюда старые вещи, имеющие историческую ценность. А другие горожане – любители старины – приходят в музей просто посмотреть на экспонаты, узнать побольше о традициях и жизни наших предков. Кстати, туда может прийти каждый из нас. Вход в музей свободный и, что немаловажно, бесплатный. Сходите, не пожалеете!