Улица Автомобильная
Название улицы. Предположительно свое название улица Автомобильная получила из-за находившихся неподалеку от Центрального рынка больших гаражей горисполкома.
История улицы. После открытия Московско-Нижегородской железной дороги в 1862 г., вокруг станции Черное стали активно развиваться Выселки села Черного. В 1870 г. в районе современной улицы Автомобильной, вдоль железной дороги были нарезаны участки для строительства дач. К 1903 г. было возведено порядка двадцати двух различных домов. С этим периодом связано первое название улицы – Дачная. В послереволюционное время до 1938 г. улица носила имя А. И. Рыкова. Впоследствии была переименована в честь К. Е. Ворошилова. С ноября 1961 г. улица носит современное название.
Топография. Автомобильная улица – представляет собой асфальтированную двухполосную дорогу с двусторонним движением и одной проезжей частью. Протяжённость улицы с юга на север составляет 0,609 километра, с запада на восток – 1,785 км. Начинается от перекрестка с безымянным проездом, отходящим от Октябрьской улицы; идет с запада на восток; заканчивается перекрестком со Студенческой улицей. Также пересекается с улицей Черняховского. Идет параллельно Октябрьской улице с одной стороны и железнодорожным путям с другой.
Архитектурное своеобразие. Застроена улица с одной стороны обычными типовыми домами эпохи массового строительства. Достопримечательностью Автомобильной улицы является деревянный дом № 23 – здание чернорецкой лесной дачи. Это деревянное здание по праву считается самым старым строением Дзержинска. Дом выстроен для размещения конторы и жилья служащих Чернорецкого лесничества в 1870-х годах. Достоверно известно, что в этом доме в конце ХIХ жил и трудился знаменитый на всю Россию лесничий Митрофан Петрович Красницкий, возглавлявший Чернорецкое лесничество с 1889 года. После его смерти жил лесовод В. А. Михайловский, затем М. Г. Здорик. Позднее в этом доме какое-то время жил Иван Никифорович Ильяшевич, под руководством которого в Дзержинске создан парк-дендрарий. К настоящему времени здание дошло без архитектурных изысков, однако даже в таком виде деревянный дом среди каменной застройки выглядит необычно.
Библиография.
- Волков, Александр. Улица Автомобильная – бывшая Дачная // Дзержинец. – 2007. – 9 ноября. – С. 12. – (Прогулки по городу).
- Фельдштейн, Исаак Борисович. Второе кольцо // Дзержинец. – 2000. – 26 февраля. – С. 3. – (Из истории дзержинских улиц).
- Фельдштейн, Исаак Борисович. Второе (троллейбусное) кольцо // Дзержинское время. – 2011. – 11 августа (№ 31). – С. 13. – (История дзержинских улиц).