Чехов в кино
Самые яркие экранизации произведений писателя
За время своей литературной жизни А. П. Чехов успел создать около 900 различных произведений. Естественно, что кинематограф не мог пройти мимо своеобразных, одновременно смешных и грустных, чеховских сюжетов. На данный момент существует около 245 его экранизаций, из них большая половина художественные фильмы, но есть и мультфильмы.
На выставке представлены книги, послужившие материалом для фильма. Экранизация литературных произведений всегда вызывает интерес, позволяет увидеть «наяву» любимых героев, пережить снова те же эмоции, которые возникли при прочтении книги. Интересно посмотреть на произведение глазами режиссера, актеров.
«Каштанка»
Трогательный рассказ Чехова о смышленой молодой собаке по имени Каштанка не оставляет равнодушными ни малышей, ни родителей. А в 1952 году режиссером Михаилом Цехановским был создан лирический мультфильм о собачке по кличке Каштанка, которая потеряла своего хозяина, но ее приютил новый.
В век отсутствия компьютерной анимации, режиссер прекрасно владел техникой ротоскопиии. Это, когда мультипликационный фрагмент создается путем последовательной обрисовки отдельных кадриков кинопленки, отснятой с реальными актерами в реальных декорациях. Во многом благодаря этой технике в фильмах и появлялись спецэффекты.
«Ионыч»
Повествование о враче, который, приехав в русскую глубинку, губит себя в рутине и однообразии. Дмитрий Ионович Старцев – мечтательный и немного наивный, постепенно превращается в циника. Человек, изначально презирающий все рутинное и скучное, в итоге и сам увязает в болоте быта.
Экранизация, созданная в 1966 году режиссером Иосифом Хейфицем называется «В городе С». Смотреть фильм будет интересно не только поклонникам Чехова, но и тем, кто любит драмы. Вы увидите на экране знакомых и любимых актеров – Анатолия Папанова, Нонну Терентьеву, Ольгу Аросеву и др.
«Дядя Ваня»
«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Она прекрасна, спора нет, но... ведь она только ест, спит, гуляет, чарует всех нас своей красотой – и больше ничего. У нее нет никаких обязанностей, на нее работают другие. … Ведь так? А праздная жизнь не может быть чистою».
Первая строчка этого отрывка монолога доктора Астрова из пьесы А. П. Чехова «Дядя Ваня» стала крылатой. В широком контексте всего высказывания она используется редко. Но именно в этих словах заключена основная мысль одного из лучших произведений писателя. Одноименный фильм А. Михалкова-Кончаловского как нельзя лучше передал ту атмосферу безысходности, угнетённого и подавленного состояния, а, главное, истинную особенность пьесы Чехова: на тихом, безмятежно текущем фоне событий ломаются судьбы людей, переворачивается их сознание.
Актерский состав, подобран идеально: главное попадание в десятку – это дядя Ваня Смоктуновского и Астров Бондарчука. Тонкая игра Смоктуновского восхищает, и зрителю до глубины души жалко этого доброго и несчастного человека.
Астров Бондарчука получился очень ярким и запоминающимся персонажем; «лучший человек», пекущийся о благоустройстве лесов, с виду кажется нам волевым, но при этом Астров – слаб, как и все «смертные». Хороша игра Ирины Купченко в роли Сони и Владимира Зельдина в роли Серебрякова. Ирине Мирошниченко удалось отлично воплотить в жизнь образ прекрасного, недосягаемого, но мятущегося от безделья существа.. Кому-то фильм может показаться скучным, кому-то слишком грустным, а кому-то понравится и он насладится замечательным нестареющим произведением.
«Дуэль»
Повесть «Дуэль» - самое крупное произведение чеховской прозы. Все основные проблемы, волновавшие Чехова в тот период, вошли в сложное идейно-художественное единство повести. «Дуэль» можно рассматривать как своего рода ключ к пониманию творчества Чехова. Мучимый никчемностью и скукой жизни, чиновник Лаевский жаждет любой ценой разорвать порочный круг своего существования. Его нравственный антипод, натуралист Фон Корен, уверен, что люди, подобные Лаевскому, достойны уничтожения. Но, вопреки желаниям и воле героев, провидение по-своему распоряжается их судьбами… В «Дуэли» показано множество ошибок и недоразумений, которые возникают или из-за непонимания своего ближнего, или из-за неполного знания о нем.
Посмотрите экранизацию повести под названием «Плохой хороший человек», созданную. Иосифом Хейфецом в 1973 году. Блестящий актерский состав – Олег Даль, Владимир Высоцкий, Людмила Максакова, Анатолий Папанов сделают знакомство с прозой Чехова незабываемым.
«Драма на охоте»
«Драма на охоте» - одна из ранних повестей Антона Павловича Чехова Это яркая и динамичная повесть с детективным сюжетом, вовлекающая читателя в водоворот драматических событий, приводящих к трагической развязке. Чеховская «Драма на охоте» неоднократно вдохновляла кинематографистов на создание фильмов.
Фильм Эмиля Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь», созданный в 1978 году пользуется большой любовью у зрителей. Хотя критики упрекают его в некоторой «цыганщине» фильм вошел в копилку мирового кино. В фильме хорошо показано как неоднозначны бывают люди. А как показаны чувства главных героев! Весь фильм на надрыве, смотришь, и забываешь что это фильм, только потом осознаешь какие хорошие актеры, какая прекрасная музыка, и как все это совместил во едино очень хороший режиссер. В главных ролях Галина Беляева, Олег Янковский, Кирилл Лавров, Светлана Тома.
«Дама с собачкой»
«Дама с собачкой» - небольшой рассказ, пропитанный светлыми чувствами и тоской. Рассказ о любви искренней и чистой, случайно возникшей между двумя несвободными людьми. И, как всегда бывает у Чехова, нет в этой истории ничего лишнего, есть только ничем не приукрашенная жизнь.
Эта тема о нежданной любви у режиссера Иосифа Хейфица вышла особенно лирической и какой-то воздушно-поэтической. Фильм «Дама с собачкой» получил приз от жюри Каннского кинофестиваля 1960 года с формулировкой «За высокое человеческое достоинство и исключительное качество». Актерский дуэт Алексея Баталова и Ии Савиной сделали экранизацию Хейфица во многом исключительной.
Для сравнения посмотрите «Очи чёрные» - советско-итальянский художественный фильм 1987 года, снятый Н. Михалковым по мотивам нескольких рассказов А. П. Чехова, включая «Даму с собачкой». В главной роли великий Марчелло Мастроянни и Елена Сафонова.
«Очи черные» - один из самых спорных фильмов Никиты Михалкова. В этой киноленте: много дореволюционной России и ностальгии по ней, зажигательных цыганских мотивов, русских песен и плясок, нежных и трогательных музыкальных композиций, берущих за душу, красивейших пейзажных зарисовок. Сюжет фильма неспешный, медленно развивающийся из диалогов и воспоминаний. Стоит только посмотреть минут десять фильма, как незаметно втянешься в русско-итальянскую магию.
«Палата № 6»
Палата № 6», наверное, один из самых увлекательных рассказов Чехова с интересным сюжетом. Герой его – доктор Рагин, который заведует больницей, прекрасно зная, что условия в ней невыносимые. Здесь царит антисанитария, больных плохо кормят, бьют. Больница эта похожа на тюрьму. В полном запустении находится и флигель, где располагаются душевнобольные. Но Рагин не реагирует на то, что творится в больнице, оправдывается, говоря, что изменить жизнь нельзя. Эта философия примирения приводит героя к тому, что он отходит от житейских забот, примиряется с безнравственностью и воровством. Рагин сближается с одним из обитателей палаты №6, Иваном Дмитриевичем Громовым, и вскоре сам оказывается там. Но не прожив и одного дня, Андрей Ефимович умирает от «апоплексического удара».
«Всюду - палата № 6. Это – Россия», – написал в свое время про рассказ Чехова писатель Лесков. В наше время режиссер Карен Шахназаров неожиданно нашел чеховский рассказ очень современным и снял экранизацию. И вот главврач провинциальной психушки доктор Рагин и его пациент Громов меряются философиями жизни не в царской, а в постсоветской России. Актерская игра в фильме великолепна. Рагин – Владимир Ильин предстает печальным и задумчивым доктором - «Обломовым», вязнущим в окружающей тупости и пошлости.. На 31-м Московском международном кинофестивале Ильин был награжден статуэткой Святого Георгия за лучшую мужскую роль. Александр Панкратов-Черный и Евгений Стычкин очень органичны в ролях подлецов Михаила Аверьяновича и Хоботова, а Громов – Алексей Вертков своими жаркими речами придает динамику, происходящему на экране.
Рецензии на фильм неоднозначны – от резко отрицательных, до превосходных.
Посмотрите фильм и составьте свое мнение.
«Рассказы»
«Неоконченная пьеса для механического пианино» - это один из лучших фильмов в творчестве режиссера Никиты Михалкова. В блестящем актёрском ансамбле, кроме самого Михалкова, Елена Соловей, Александр Калягин, Сергей Никоненко и другие известные актёры. Эта картина включает в себя элементы сразу нескольких рассказов Чехова – «Безотцовщина», «В усадьбе», «Учитель словесности», «Три года», «Моя жизнь». Произведения Чехова сплетаются здесь в некий обобщенный чеховский мир - смешной и пессимистичный одновременно.
Россия, конец прекрасной эпохи. Гости съезжаются в усадьбу: молодая вдова устраивает прием с цыганами и фейерверком. Собравшиеся веселятся и играют в фанты, но постепенно выясняется, что все в этом доме связаны неразделенными любовями, невыплаченными долгами, чувством бездарно растраченной жизни. Кажется, что Михалков экранизирует будто бы не рассказы Чехова, а единственный его афоризм: «Люди ходят, пьют чай, а в это время жизнь рушится».
Фильм получил широкое фестивальное признание, среди его наград - главный приз фестиваля в Сан-Себастьяне.
Посмотрите, не пожалеете!
«Чайка»
Пьеса «Чайка» А.П. Чехова – одна из самых глубоких в его драматургии. Конец XIX века. Приезд известного писателя Тригорина в тихое имение на берегу озера трагически меняет судьбы его обитателей. Конфликт «Чайки» - в столкновении поколений, он построен на контрасте. С одной стороны, маститые и уверенные в себе Аркадина и Тригорин, а с другой – молодые, неопытные, непризнанные Треплев и Заречная. Автор подчеркивает то, что молодые бросают вызов известным, а в такой ситуации трагический конец неизбежен, он предрешен.
Существует несколько экранизаций этой пьесы. Посмотрите, например, версию Юлия Карасика, или Сидни Люмета, возможно, больше вас заинтересует постановка Маргариты Тереховой? Решайте сами!
Экранизация одноименной пьесы А. П. Чехова режиссера Юлия Карасика вышла на экраны в 1970 году. В главных ролях: Алла Демидова, Юрий Яковлев, Армен Джигарханян.
В 2005 году известная актриса Маргарита Терехова, выступив в качестве режиссера, представила свою версию «Чайки». В главных ролях: Маргарита Терехова, Виталий Соломин, Анна Терехова, Андрей Соколов. С 1996 года Маргарита Терехова, отказываясь от заманчивых «сериальных» предложений, добивалась постановки «Чайки» по собственному сценарию. И не напрасно. Терехова-режиссер удивила неспешной естественностью и неожиданной глубиной открытий в уже, казалось бы, затертой до дыр пьесе Чехова. Почтительная, максимально приближенная к оригиналу экранизация оказалась наполнена живыми, понятными современному зрителю персонажами. Дополняют картину эффектно снятые пейзажи «колдовского» Плещеева озера и чеховского имения Мелихово, которые стали реальными участниками действия. А вот вопрос зрителя после премьеры в Доме кино: «Почему этот фильм не давали снимать 10 лет?»- так и остался открытым.
Дорогие друзья, приятного вам прочтения и просмотра!
Читать книги полезно и интересно. Смотреть фильмы увлекательно и познавательно.