Содержание материала |
---|
Художественная правда о войне: писатели и режиссеры о Первой мировой войне |
Первая мировая война в литературе и кинематографе |
Перечень фильмов и художественных произведений |
Первая мировая война в литературе и кинематографе
«Бравый солдат Швейк» (чеш. Dobry vojak Svejk) – художественный фильм 1957 года, снятый чешским режиссером Карелом Стеклы.
Экранизация первой части знаменитого произведения Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка».
Сюжет
В фильме использован сюжет первой части Похождений Швейка – «В тылу».
«Похождения бравого солдата Швейка» - самое популярное произведение чешской литературы, переведенное почти на все языки мира.
Великий, оригинальный и хулиганский роман. Книга, которую можно воспринять и как «солдатскую байку», и как классическое произведение, непосредственно связанное с традициями Возрождения. Это искрометный текст, над которым смеешься до слез, и мощный призыв «сложить оружие», и одно из самых объективных исторических свидетельств в сатирической литературе.
«Гнездо жаворонка» (итал. La Masseria delle allodole) – кинофильм братьев Тавиани был создан на основе книги «Усадьба жаворонков» итальянского прозаика и литературоведа Антонии Арслан в 2007 г.
Автором книги является Антонии Арслан, итальянский литературовед и переводчица, армянка по происхождению. Книга была издана в Италии восемь раз и переведена на многие языки мира, а также была многократно удостоена многих литературных премий.
За свой фильм братья Тавиани в Ереване во время проведения кинофестиваля «Золотой абрикос 2007» получили награду от имени президента Армении «За вклад в дело Международного признания геноцида», а также от фестиваля – почетный «Золотой абрикос» за вклад в киноискусство.
«Голубой Макс» (англ. The Blue Max) – кинофильм американского режиссера Джона Гиллермина о немецких летчиках времен Первой мировой войны. Фильм снят в 1966 г. по роману Джека Хантера «Голубой Макс». Он отличается как яркими съемками воздушных боев, так и описанием столкновения сильных характеров в военной обстановке.
Сюжет
Действие фильма происходит в последний период Первой мировой войны. В немецкую эскадрилью направлен новый пилот, в недавнем прошлом пехотинец – молодой честолюбивый лейтенант Бруно Штахель, выходец из небогатой семьи, который мечтает стать национальным героем, получив особо престижную награду – орден «За заслуги» (Pour le Mérite), неофициально именуемый «Голубым Максом».
«Доктор Живаго» (англ. Doctor Zhivago) – кинофильм американского режиссера Дэвида Лина, созданный по мотивам одноименного романа Бориса Пастернака, в 1965 году. Картина закончила историческую трилогию главных работ в фильмографии Дэвида Лина: «Мост через реку Квай», «Лоуренс Аравийский» и «Доктор Живаго».
Сюжет повествует о судьбе поэта и врача Юрия Живаго в период приблизительно с 1902 по 1929 годы. Все события картины происходят сначала в России и затем в СССР. Драме внутри любовного треугольника главных героев противопоставлен исторический перелом войн и революций, через которые прошло государство. Социальный подтекст, связанный с запрещенным в СССР романом Бориса Пастернака, русская тема, затронутая в сюжете – вызвали значительный резонанс во всем мире.
Картине сопутствовал значительный кассовый успех – она заработала в международном прокате около 200 млн долларов. В списке наиболее успешных в прокате в США картин за всю историю кино она занимает 8 место. Работа Дэвида Лина заслужила, главным образом, отрицательные отзывы критиков, которые остались недовольны режиссерским решением, затянутостью и излишней мелодраматичностью сюжета. Российские критики отметили слабую аутентичность, множество ошибок и китчевых эпизодов по ходу сюжета.
Но, несмотря на это, лента была высоко оценена престижными кинонаградами, получив 5 премий «Оскар» и 5 премий «Золотой глобус».
«Доктор Живаго» (англ. Doctor Zhivago) – британский мини-сериал итальянского режиссера Джакомо Кампиотти 2002 года. Экранизация одноименного романа русского писателя Бориса Пастернака 1957 года.
Фильм стал второй англоязычной экранизацией романа Пастернака после американского фильма 1965 года.
Сюжет
История начинается в царской России начала XX века и впоследствии затрагивает времена революции 1917 года и последующей Гражданской войны. В сердце повествования – история московской девушки Ларисы Антиповой и троих влюбленных в нее мужчин. Студент с большевистскими идеалами Паша Антипов женится на Ларе, и они уезжают из Москвы. У них рождается дочь. Павел якобы погибает на Первой мировой войне, хотя на самом деле он бросает свою семью и берет себе фамилию Стрельников, становясь красным генералом и обретая дурную славу.
«Доктор Живаго» – российский сериал, экранизация одноименного романа Бориса Пастернака, снятый режиссером Александром Прошкиным. Данный фильм является четвертой экранизацией романа в мире и первой экранизацией в России. Съемки фильма были завершены в конце 2005 года, но по непонятным причинам фильм не был выпущен сразу в эфир.
Сюжет
Одиннадцатисерийный рассказ о нескольких десятилетиях из жизни Юрия Живаго, героя одноименного романа Бориса Пастернака.
«Долгая помолвка» (фр. Un long dimanche de fiançailles, англ. A Very Long Engagement) – французская военная мелодрама режиссера Жан-Пьера Жёне, вышедшая на экраны в 2004 году. Экранизация одноименного романа Себастьена Жапризо.
Роман, опубликованный в 1991 году, стал международным бестселлером и лауреатом премии «Prix Interallié».
Мастер психологического детектива, Себастьян Жапризо раскрывает внутренний мир своих героев в условиях самой страшной для Европы Первой мировой войны. В этом позднем романе детективное начало выражено не так ярко – на первый план выходит психология персонажей, их духовный поиск. Ключевой идеей романа становится мысль о том, что любовь сильнее войны и смерти, она способна возрождать к новой жизни.
Фильм был представлен на «Оскар» в номинациях лучшая операторская работа и лучшая работа художника. Кроме того, лента стала пятикратным лауреатом премии «Сезар» и ряда других наград.
«Какова цена славы» (англ. What Price Glory) – кинофильм режиссера Джона Форда, вышедший на экраны в 1952 году. Лента основана на одноименной пьесе Максвелла Андерсона и Лоуренса Столлингса, которая ранее уже экранизировалась Раулем Уолшем (в 1926 и 1929 годах).
Сюжет
Действие происходит в 1918 в разгар Первой мировой войны. В небольшом французском городке расквартировано подразделение американской морской пехоты, которым руководит храбрый капитан Флэгг.
«Мой мальчик Джек» (англ. My Boy Jack) – документальная драма режиссера Брайана Кирка 2007 года, поставленная по одноименной пьесе Дэвида Хэйга (1997). Фильм раскрывает историю писателя Редьярда Киплинга и его сына Джона, погибшего в годы Первой мировой.
Сюжет
Первая мировая война. Великобритания объявляет себя в состоянии войны с Германской империей. Единственный сын Редьярда Киплинга, семнадцатилетний Джек, планирует добровольно вступить в ряды Королевского флота. Отец поощряет его стремление. Впрочем, юноша проваливает очередной медосмотр из-за плохого зрения. Отец и сын возмущены и опустошены. Наконец Редьярд решает использовать свое влияние на военных чиновников и добивается для Джека места. Джон Киплинг упорно старается и вскоре получает звание лейтенанта второго ранга. Однако, мать и сестра неодобрительно относятся к его службе, опасаясь за его жизнь.
Моонзунд» – советский художественный фильм режиссера Александра Муратова, снятый в 1987 году по мотивам одноименного романа Валентина Пикуля. Премьера фильма состоялась 27 июня 1988 года.
Сюжет
Действие происходит в 1915-1917 годах. Рассказывается о заключительном периоде участия Российского флота в Первой мировой войне на балтийском театре военных действий. На этом фоне ярко показан трагический развал флота в условиях зарождающихся революционных событий 1917 года. Герои фильма – офицеры и матросы Балтийского флота.
«Мост Ватерлоо» (англ. Waterloo Bridge) – военная драма режиссера Мервина Лероя, снятая в 1940 году. Экранизация одноименной пьесы Роберта Э. Шервуда.
Сюжет
Начало Второй мировой войны. Британский офицер Рой Кронин (Роберт Тейлор) готовится к отправке во Францию, на фронт, однако сначала решает заехать на мост Ватерлоо, с которым у него связано столько воспоминаний. Здесь, на мосту, прошлое встаёт перед его глазами.
В разгаре предыдущая, Первая мировая война. Во время бомбежки Лондона на мосту Ватерлоо знакомятся и влюбляются друг в друга молоденькая балерина Майра и красавец-офицер Рой. Он просит ее руки, она дает согласие, но внезапно его отсылают на фронт. За роман с военным строгая преподавательница из балетной труппы, а вскоре в одной из газет в списках погибших она видит фамилию Роя. Отчаяние, безденежье и безработица приводят девушку на панель. Но сообщение о гибели Роя оказывается ошибочным, и он возвращается.
«На западном фронте без перемен» (англ. All Quiet on the Western Front) – военный фильм 1930 года, режиссера Льюиса Майлстоуна, основанный на одноименном романе Эриха Марии Ремарка. В 1990 году включен в Национальный реестр фильмов США.
Сюжет
Фильм повествует о «потерянном поколении», о еще совсем молодых парнях, которые со школьной скамьи добровольно отправились на фронт.
Как и в романе Ремарка, война в фильме представлена глазами главного героя – Пауля Боймера, вместе со всеми одноклассниками отправившегося на бессмысленную войну после пламенной речи школьного учителя – о красоте воинского подвига и героической гибели во имя Отечества. Но уже учебный лагерь, где вчерашний почтальон неожиданно оборачивается унтер-офицером и требует беспрекословного подчинения, разочаровывает молодых людей, а первый же артобстрел и первая атака французских солдат окончательно развеивают их иллюзии.
«На западном фронте без перемен» (англ. All Quiet On The Western Front) – телевизионный художественный фильм американского режиссера Делберта Мартина Манна, экранизация одноименного романа Эриха Марии Ремарка состоялась в 1979 г.
Сюжет
Фильм повествует о событиях времен Первой мировой от лица солдата-добровольца Пауля Боймера, которому поначалу война кажется увлекательным приключением, однако после пережитого на фронте и гибели товарищей его мнение кардинально меняется.
В фильме иногда используются сюжетные ходы предыдущей экранизации романа (так, смерти Пауля способствовала его любовь к прекрасному в природе: бабочкам – в фильме 1930 года, птицам – в этом), а также цитаты из нее.
«Потерянный патруль» (англ. The Lost Patrol) – военно-приключенческий фильм режиссера Джона Форда, вышедший на экраны в 1934 году. Лента снята по мотивам рассказа Филипа Макдональда «Патруль».
Сюжет
Первая мировая война, 1917 год. Месопотамия. Английские патрули в пустыне борются с арабами, которые устраивают засады, и после атаки растворяются в темноте, словно злобные призраки.
В одной из таких засад погибает офицер, ведший патруль к только ему одному ведомой цели. Он не успел сообщить сержанту, куда они движутся. Теперь у патруля нет плана. Точнее, план один – выйти из пустыни к воде, к людям.
Фильм номинировался на премию «Оскар» за лучшую музыку.
«Прощай, оружие!» (англ. A Farewell to Arms) – фильм американского режиссера Чарльза Видора, снятый в 1957 году на киностудии 20th Century Fox по одноименному роману Эрнеста Хемингуэя.
Сюжет
Американец Фредерик Генри, не сумевший стать военным корреспондентом, в годы Первой мировой войны вступает в итальянскую армию лейтенантом санитарного батальона.
Его старший товарищ, военный хирург, майор Ринальди (Витторио Де Сика) знакомит его с медсестрой, англичанкой Кэтрин Баркли. Между молодыми людьми быстро возникают романтические отношения. При наступательной операции Фредерик получает многочисленные осколочные раны ног. Он попадает в госпиталь, где служит Кэтрин. Их чувства перерастают во взаимную страстную любовь. Актер Витторио Де Сика был номинирован на премию Оскар за роль второго плана.
«Святой Георгий убивает змия» (серб. Свети Георгије убива аждаху) – сербская военная мелодрама режиссера Срджана Драгоевича, сценарий Душана Ковачевича на основе одноименной театральной пьесы, имевшей успех в белградском театре Ателье 212 (серб. Атеље 212) и сербском национальном театре Нови-Сада.
Премьера фильма состоялась 11 марта 2009 года.
Сюжет
Во время первой балканской войны в 1912 году молодой сербский офицер Гаврило Вукович теряет руку. Он отвергает любовь своей возлюбленной Катараны, которая в итоге выходит замуж за Джодже, бывшего подчиненного Гаврило.
В 1914 году все трое оказываются в деревушке на берегу Савы вблизи Австро-Венгерской границы, где Вуковичи занимаются контрабандой, а Джордже служит жандармом. Катарана и Гаврило тайно встречаются…
Но однажды ночью контрабандисты перевозят на австрийский берег студента Гаврило Принципа, который убивает эрцгерцога Фердинанда. Непростая, но всё-таки мирная жизнь в деревне заканчивается.
Это один из наиболее дорогих фильмов сербского кинематографа с бюджетом около 5 млн евро. Значительные средства были выделены правительствами Сербии (1,55 млн евро) и Республики Сербской (750 000 евро), из-за высокой национальной значимости.
«Тихий Дон» – немой кинофильм 1930 года производства СССР. Фильм озвучен в 1933 г.
Первая экранизация двух первых завершенных книг одноименного романа Михаила Шолохова.
Премьера немого фильма состоялась 14 мая 1931, озвученного – 14 сентября 1933 г.
Сюжет
Фильм рассказывает о трагической ситуации, сложившейся в России в начале ХХ века, о сломанных Первой Мировой войной и революцией судьбах людей, о крушении устоев и идеалов донского казачества, о личной трагедии главного героя произведения — Григория Мелехова.
«Тихий Дон» – фильм-эпопея режиссера Сергея Герасимова, снятого в 1958 г. по одноименному роману Михаила Шолохова. Первый зритель, которому показали только что смонтированный фильм, был сам Михаил Шолохов. Просмотрев все три серии, живой классик сказал: «Я рад, что фильм идет в одной дышловой упряжке с моим романом».
В прокате 1958 года фильм собрал 47 млн зрителей, заняв первое место.
Сюжет
Сюжет повествует историю казачьей семьи Мелеховых на фоне Первой мировой и Гражданской войны в 1910-1920-х годах.
«Тихий Дон» (англ. Quiet Flows the Don) – телевизионный фильм (7 серий) экранизация одноименного романа Михаила Шолохова, режиссера Сергея Бондарчука (монтаж Федора Бондарчука). Совместная работа СССР (Россия), Великобритании и Италии. Существует также кинотеатральная версия, принадлежащая компании International Cinema Company, которая вышла в европейский прокат.
Сюжет
Любовная драма протекает на фоне исторического перелома: революции, Первой мировой и Гражданской войны. Григорий становится участником военных событий; вернувшись с фронта, долгое время не может решить, к какой стороне примкнуть. Поначалу выступает против советской власти, примыкая к повстанцам, затем, долгое время колеблясь, встает на сторону красных. В горниле войны и драмы жизни гибнет почти вся его семья: отец и мать, жена Наталья, брат Петр и невестка Дарья. Григорий пытается спасти свою последнюю любовь – Аксинью, но и это ему не удается. В конце концов, пытаясь найти успокоение, он возвращается к остаткам семьи и к родному дому.
Сериал в России получил противоречивые отзывы критиков.
«Тропы славы» (англ. Paths of Glory) – американский кинофильм о событиях Первой мировой войны, снятый в 1957 году в окрестностях мюнхенского дворца Шлайсхайм 28-летним режиссером Стэнли Кубриком.
Жанр фильма не однозначен: он начинается как типичный военный фильм, переходит в судебную драму (в конце 1950-х один из популярнейших жанров), а оканчивается на пронзительной пацифистской ноте.
Сюжет
Действие развертывается в 1916 году на Западном фронте. Уже два года союзники продвигаются на несколько сотен метров вперед, после чего неизменно отступают.
Идея создания фильма появилась у Кубрика в период его сотрудничества с Metro-Goldwyn-Mayer в середине 1950-х годов, когда он предложил Джеймсу Харрису адаптировать книгу, которую подростком нашел в отцовской библиотеке, - «Тропы Славы» Хамфри Кобба (1935).
Этот литературный материал привлек Кубрика возможностью показать войну глазами, как рядовых солдат, так и различных уровней командования. Ему казалось важным привлечь внимание к тому, что внутренняя, психологическая война идет не только в окопах, но и на паркетах салонов.
Война представлялась Кубрику организованной формой всеобщего безумия, и на фоне этого безумия совершенно лишенными смысла оказываются действия даже таких героических фигур, как полковник Дакс.
Крупные студии не решались вложить средства в экранизацию романа Кобба, и их опасения не были беспочвенными: тема Первой мировой войны не сильно интересовала американскую публику, а в странах Европы фильм сразу попал под запрет и потому едва оправдал в прокате свой сравнительно небольшой бюджет.
«Хождение по мукам» – историческая драма, полнометражный художественный фильм в трех частях по одноименному роману Алексея Толстого, первая экранизация. Снят Григорием Рошалем на студии «Мосфильм» в 1957-1959 гг.
Три фильма являются экранизацией соответственно озаглавленных книг трилогии А. Толстого: «Сёстры» (1957), «Восемнадцатый год» (1958), «Хмурое утро» (1959)
Сюжет
Фильм посвящен судьбе двух сестер – Кати и Даши, на фоне развала Российской империи и Гражданской войны, и их историям любви с Рощиным и Телегиным.
«Хождение по мукам» - многосерийный художественный фильм по одноименной эпопее советского писателя Алексея Толстого.
Премьера телесериала состоялась 18-19 (1-3 серии), 22-25 (4-7 серии), 27, 29 октября – 1 ноября (8-11 серии) и 5-7 ноября (12-13 серии) 1977 года, в канун празднования 60-летия Октябрьской революции.
Сюжет
Телесериал повествует о жизни двух сестер Булавиных (Дарьи и Катерины) и их возлюбленных в годы Первой мировой войны и Гражданской войны, о неизбежных жестокостях классовой борьбы, порожденных столкновением противоположных идей красного и белого движений.