Содержание материала |
---|
Образ матери в современной художественной литературе |
Василенко Светлана |
Набатникова Татьяна |
Полянская Ирина |
Петрушевская Людмила |
Улицкая Людмила |
Список литературы |
ПОЛЯНСКАЯ Ирина Николаевна (1952-2004) – прозаик. В конце 80-х входила в группу молодых писательниц «Новые амазонки», причисленных критикой к идейно-эстетическому течению «новой женской прозы» в современной русской литературе.
Финалист премии Букер (1998 г.). Лауреат премии им. Ю. Казакова, вручаемой за лучший русский рассказ года (2003 г.).
О ней по-настоящему заговорили лишь после публикации «Новым миром» в 1997 г. романа «Прохождение тени». Это была мастерски сделанная вещь зрелого писателя. О романе «Прохождение тени» много писали: все признавали самобытность прозы Полянской, интеллектуализм, безжалостную проницательность, редкое словесное мастерство. Роман был выдвинут на букеровскую премию, попал в шестерку финалистов.
«Как трудно оторваться от зеркал...»
Последний роман Ирины Полянской «Как трудно оторваться от зеркал...» оказался совсем иным. Работала она над ним уже будучи тяжело больной и, вероятно, предчувствуя исход болезни, с трудом перенеся предписанную химиотерапию, страдая от боли и почти не поднимаясь с постели.
«Личная мелодия – вот что отличает все написанное Ириной Полянской. Она может звучать сильно и мощно, как в многоплановых полифонических вещах, и может звучать тихо, мерцающе-нежно, как в последнем, прощальном романе талантливой, безвременно умершей писательницы», – считает литературный критик Алла Латынина.
Мама Лиды Гарусовой в романе «Как трудно оторваться от зеркал...» практически не разделяет интересов дочери. После встречи с Сашей Нигматовым, надолго занявшим мысли девушки, «поделиться с мамой своими переживаниями Лида не могла, заранее зная, что мама не одобрит ее выбора и даже, чего доброго, поделится Лидиной тайной с отцом, а тот станет донимать ее своими шуточками».
Мама учит Лиду, как вести себя в гостях (не озираться по сторонам, не опираться на спинку стула), но это лишь внешняя культура поведения – мама не делится с дочерью чем-то более сокровенным, женским. И дочь не желает душевной близости с матерью, даже вытесняет ее из своего пространства (делает все возможное, чтобы мать не переселялась в ее комнату, хотя раньше не имела ничего против ее присутствия).
Даже в финале романа мать и дочь не находят общего языка. Образ матери в этом произведении является скорее одним из компонентов другого образа — образа родителей, который в женской прозе лишен даже намека на идеальность.
«Горизонт событий»
В романе «Горизонт событий» родители находятся в состоянии постоянной ссоры.
В детстве героиня романа предпочитает общество отца, т. к. понимает, что мамины мысли заняты отнюдь не ею и не их семьей, а чем-то, в чем мужу и дочери нет места.
«Предлагаемые обстоятельства»
Наиболее пронзительным произведением об отношении дочерей к матери можно назвать повесть И. Полянской «Предлагаемые обстоятельства». После развода с мужем (умным, талантливым ученым, ярким человеком — совершенно другим, нежели она сама) эта женщина чувствовала себя «усталой и надломленной, тянущей крыло из-под руин развалившегося дома» – такой и запомнили ее дочери.
Обе девушки, повзрослев, понимают, насколько тяжелы были страдания их мамы после развода. Они обе хотели бы изменить ее жизнь, пустив время вспять.
Так, например, старшая дочь Геля, желает отправить все письма, написанные отцом, в прошлое, хотя и понимает, что если бы жизнь мамы сложилась иначе, то ни ее, ни сестры не было бы на свете: «Пускай, получив ее <первую записку отца>, мама, прежняя мама, бойкая красавица, фыркнет, порвет записку в клочья, развеет их по ветру, уйдет на свидание к другому, и нас с тобой <так мысленно обращается она к сестре> не будет никогда».
«Условность»
Мать в рассказе «Условность» Ирины Полянской когда-то была хранительницей родового гнезда, «в дни рождения матери дочери являлись к ней как вассалы», все родственники с теплотой вспоминали «нашу маму», которая «всегда умела дать дельный совет». Но уже в пожилом возрасте мама заболела, и «дом стал зацветать, как старый пруд»: «люстра потускнела, с пола сошла краска, печка в праздник стоит небеленой, окна затянула пыль».
И чем дольше длится болезнь, навсегда приковавшая мать к постели, тем все меньше сил у уже постаревших дочерей остается, чтобы ухаживать за ней. Рассказ начинается с циничной, жестокой, на первый взгляд, фразы: «Они так желали смерти своей матери, так желали ее смерти, что она снилась им во сне».
Но, следуя за сюжетом рассказа, мы понимаем, что желание смерти матери – это желание состояться, желание прожить свою жизнь. Таким образом, диктат матери, до глубокой старости, до пожилого возраста своих детей оказывающей на них значительное влияние, несет уже иную символику: она мешает им прожить свою жизнь.
Навязанное чувство благодарности по отношению к матери оборачивается трагедией для младшей дочери, Кати. Еще с детства родители напоминали ей: «Ты родилась в глубокой асфиксии. Мама положила тебя в корыто с оттаявшим снегом, а потом согревала в валенке, и ты ожила».
После очередного напоминания отца о том случае, Катя «не своим голосом вдруг заголосила: «Ой, да выньте, выньте меня, наконец, из этой воды ледяной!».
И спустя год после этого она погибает в автокатастрофе, что воспринимается читателем как своего рода освобождение от пожизненной благодарности (что сродни повинности) за дарованную когда-то ей жизнь.
Для старшей дочери смерть матери символизирует освобождение, только теперь она обретает возможность переехать в свою квартиру со своими внуками, реализоваться не только как женщина-дочь, но и как женщина — создательница и хранительница домашнего очага.