Содержание материала |
---|
Гоголь: известный, неизвестный, загадочный |
Произведения Гоголя: история создания и иллюстрации |
Биографические книги о Гоголе |
Гоголь и кинематограф |
Гоголь и кинематограф
Творчество Николая Васильевича Гоголя в современном кино представлено практически всеми жанрами – от комедий до триллеров и детективов. Источником вдохновения для режиссеров всего мира Гоголь стал еще на заре кинематографа. С тех пор только повесть «Тарас Бульба» была экранизирована в шести странах мира – Германии, Франции, Великобритании, Италии, США и Чехословакии.
«Тарас Бульба»
Три истории «Шинели»
На киностудии «Ленфильм» в 1926 году появилась первая отечественная экранизация «Шинели». Режиссеров Георгия Козинцева и Леонида Трауберга в этом фильме занимала не столько идея гоголевского произведения, сколько возможность стилизаторского эксперимента. В итоге им удалось воссоздать ирреальную атмосферу гоголевской «Шинели».
К 150-летию со дня рождения великого писателя фильм «Шинель» был снят режиссером Алексеем Баталовым. На роль Акакия Акакиевича был приглашен тогда еще никому не известный Ролан Быков.
Критики отмечали достоинства этой ленты, а игру Быкова называли «великолепным соло». Зрители также дали фильму высокую оценку.
Уже более 30 лет с большими перерывами прославленный художник-мультипликатор Юрий Норштейн снимает по повести Гоголя мультипликационный фильм «Шинель». Отснято на данный момент около 24 минут. Только рабочие кадры можно найти в интернете, без звукового сопровождения, словно немой мультфильм.
Норштейн увяз в своей работе, в особенности его не может отпустить тот самый гоголевский Акакий Акакиевич, над которым так кропотливо трудится великий мультипликатор. Норштейновские шедевры «Ёжик в тумане» и «Сказка сказок» объединяет та же мрачная пессимистичная атмосфера, характерная и для «Шинели». И безграничная любовь к каждой детальке декораций видна невооруженным глазом. Эти мультфильмы вряд ли поймут дети, потому что их не понимает даже добрая половина взрослых.
«Женитьба» со второго раза
Сказочный Гоголь в экранизациях Роу
В 1953 году прославленным советским режиссером-сказочником Александром Роу была снята мистическая фантазия «Майская ночь, или Утопленница» по одноименной повести Н. В. Гоголя.
Повесть Гоголя «Ночь перед рождеством» экранизировали еще во времена немого кинематографа, но Роу смог превзойти абсолютно всех собратьев по цеху. Его экранизация стала народной, эталонной. Роу понадобился всего лишь один час, чтобы показать творчество Николая во всей красе.
«Вий»
Первому советскому фильму ужасов, снятому режиссером Константином Ершовым, уже больше 50 лет, но до сих пор при каждом его просмотре кровь леденеет в жилах. «Вий» считался одной из самых страшных картин в Европе на протяжении шестидесятых. И это притом, что изначально авторы планировали сделать романтический фильм-сказку.
С этим фильмом связывают цепь мистических событий: после премьеры один за другим умерли оператор, режиссер-постановщик, два актера, в том числе исполнитель роли Вия.
Наталия Варлей, исполнившая в фильме роль Панночки, много позже признавалась, что сниматься в «Вие» было страшным грехом. После премьеры актриса надолго заболела. Несчастья прекратились лишь после того, как актриса покрестилась.
«Ревизор» на «Мосфильме»
На «Мосфильме» было снято две картины по пьесе Гоголя «Ревизор». В 1952 году фильм снял Владимир Петров, пригласив на роль Хлестакова петербургского актера Игоря Горбачева.
«Мертвые души»