Содержание материала |
---|
Гоголь: известный, неизвестный, загадочный |
Произведения Гоголя: история создания и иллюстрации |
Биографические книги о Гоголе |
Гоголь и кинематограф |
Произведения Н. В. Гоголя: история создания и иллюстрации
Первое произведение и знакомство с Пушкиным
В 1828 году, по окончании гимназии, Гоголь переезжает в Петербург, мечтая стать там чиновником. Однако его никуда не хотят брать. Будучи обиженным и впечатленным, он написал поэму «Ганс Кюхельгартен», посвященную немецкому юноше, которого не пускают служить отечеству, и опубликовал ее под псевдонимом В. Алов. Это творение не понравилось критике, и Гоголь, вновь обидевшись, сжег весь тираж.
Наконец ему удалось устроиться на работу, но теперь Гоголь понял, что все мечты его были по-детски наивными, а на самом деле служба ему не понравилась. Зато он начал общаться с известными литераторами, познакомился с Пушкиным.
«Вечера на хуторе близ Диканьки»
«Вечера на хуторе близ Диканьки» - первая книга Николая Васильевича Гоголя (исключая поэму «Ганц Кюхельгартен», напечатанную под псевдонимом). Состоит из двух томов. Первый вышел в 1831, второй – в 1832 году.
Действие произведения свободно переносится из XIX века («Сорочинская ярмарка») в XVII («Вечер накануне Ивана Купала»), а затем в XVIII («Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством») и вновь в XVII («Страшная месть»), и опять в XIX («Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка»). Окольцовывают обе книги рассказы деда дьяка Фомы Григорьевича – лихого запорожца, который своей жизнью как бы соединяет прошлое и настоящее, быль и небыль. Течение времени не разрывается на страницах произведения, пребывая в некой духовной и исторической слитности.
«Вечера на хуторе близ Диканьки» – произведение, в котором важную роль играет смех, становящийся злым, появляются сказочные мотивы. После этой публикации даже Пушкин сказал, что из Гоголя может выйти толк. Отзыв А. С. Пушкина: «Сейчас прочел Вечера близ Диканьки. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!.. Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился…»
Иллюстрации Ольги Ионайтис к «Вечерам на хуторе близ Диканьки»
Гоголь здесь описывал не страдания лишнего человека, а простую жизнь простых украинцев, а для литературы той эпохи это было весьма необычно.
Однако после этого Гоголь неожиданно бросает литературу и службу и начинает с энтузиазмом изучать историю Древнего мира и Средних веков, хочет преподавать. Он пытается получить кафедру в Киевском университете, но это ему не удается. В 1835 году Гоголь бросает науку.
Иллюстрации А. Лаптева к «Вечерам на хуторе близ Диканьки»
«Миргород»
В 1832 г. вышел «Миргород» - повести, служащие продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Здесь помещен был целый ряд произведений, в которых раскрывались новые поразительные черты таланта Гоголя. Повести в этом сборнике основаны на украинском фольклоре и имеют много общего между собой. Считается, что прототипами некоторых персонажей стали родные Гоголя и люди, которых он знал, пока жил на Украине.
В первой части «Миргорода» появились «Старосветские помещики» и «Тарас Бульба»; во второй – «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
Впоследствии (1842) «Тарас Бульба» был полностью переработан Гоголем. Будучи профессиональным историком, Гоголь использовал фактические материалы для построения сюжета и разработки характерных персонажей романа. События, лeгшие в основу романа – крестьянско-казацкие восстания 1637-1638 годов, предводительствуемые Гуней и Острянином. По всей видимости, писатель использовал дневники польского очевидца этих событий – войскового капеллана Симона Окольского.
Иллюстрации В. М. Васнецова к повести «Тарас Бульба»
Художественное мышление Гоголя в «Миргороде» глубоко исторично. И это не случайно. Работа над ним совпала с серьезным увлечением писателя исторической наукой. Это увлечение началось еще в Нежинской гимназии, потом оно окрепло в процессе преподавания истории в Патриотическом институте, где Гоголь прослужил более четырех лет. Гоголь задумывает многотомную историю и географию Украины, делает наброски, собирает материалы к этому труду.
«Петербургские повести»
«Петербургские повести» Гоголя – новый шаг в развитии русского реализма. В этот цикл входят повести: «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Коляска», «Записки сумасшедшего» и «Шинель». Над циклом писатель работает между 1835 и 1842 годами. Объединены повести по общему месту событий – Петербургу. Петербург, однако, не только место действия, но и своеобразный герой указанных повестей, в которых Гоголь рисует жизнь в ее различных проявлениях.
Обычно писатели, рассказывая о петербургской жизни, освещали быт и характеры знати, верхушки столичного общества. Гоголя же привлекали мелкие чиновники, мастеровые, нищие художники, «маленькие люди», выбитые из колеи жизни. Вместо дворцов и богатых домов читатель в гоголевских повестях видит городские лачуги, в которых ютится беднота.
Иллюстрации Кукрыниксов к повести «Шинель»
Иллюстрации С. Г. Бродского к повести «Шинель»
Также в творчестве Гоголя впервые (если не считать «Медного всадника» Пушкина) появляется отдельный образ города – Петербурга, со всей его имперской красотой, холодом и легкой инфернальностью. Большое влияние на творчество Гоголя оказал европейский готический роман: в его повестях то и дело появляются потусторонние, загадочные и жутковатые мотивы.
Иллюстрации Кукрыниксов к повести «Портрет»
Иллюстрации М. Михайлова к повести «Портрет»
Иллюстрации Н. Пирогова к повести «Коляска»
Уже в XIX веке сложилась практика называть пять повестей – «петербургскими». Известный биограф Гоголя В. И. Шенрок одну из частей своих «Материалов для биографии Гоголя» так и озаглавил: «Петербургские повести Гоголя». В советское время впервые в 1924 году были изданы «петербургские» повести Гоголя отдельной книгой под этим названием. Хотя встречаются издания, где «петербургские» повести печатаются, согласно с авторским замыслом, вместе с «Коляской» и «Римом», и иногда носят ставшее общепринятым название «Петербургские повести», или же, как правило, просто «Повести». В подобных разнообразных вариантах повести и по сегодняшние дни переиздаются неоднократно в России и за рубежом.
Иллюстрации Н. В. Кузьмина к «Запискам сумасшедшего»
«Ревизор»
После написания петербургских повестей Гоголь проявляет себя в драматургии. В 1835 году он пишет комедию «Ревизор».
Традиционно считается, что сюжет был подсказан ему А. С. Пушкиным. Во время работы над пьесой Гоголь неоднократно писал А. С. Пушкину о ходе ее написания, порой желая ее бросить, но Пушкин настойчиво просил его не прекращать работу.
Сам Гоголь так отзывался о своей работе: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».
Гоголь последовательно показывает все пороки общества; каждым из действующих лиц движет страх, за каждым из них – шлейф пороков.
Иллюстрации М. Боклева к пьесе «Ревизор»
Сценическая судьба пьесы сложилась не сразу. Добиться разрешения на постановку удалось лишь после того, как Жуковский сумел убедить лично императора, что «в комедии нет ничего неблагонадёжного, что это только весёлая насмешка над плохими провинциальными чиновниками», пьеса была допущена к постановке. В 1836 году ее впервые ставят на сцене Александринского театра.
Постановка окончилась полным провалом, зрители пьесу не оценили. Однако у Гоголя появился один увлеченный зритель, мнение которого перекрывало все остальные – это был император Николай I. С тех пор между ним и Гоголем возникли дружеские отношения.
Гоголь не понимает, почему публика не оценила постановку, и из-за этого пишет небольшое произведение «Размышления у театрального подъезда», где объясняет смысл Ревизора: «Странно: мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее во всем продолжении ее. Это был смех».
Иллюстрации М. П. Боклевского к пьесе «Ревизор»
«Мертвые души»
Несмотря на одобрение императора, Гоголь обижается на непонимающую остальную публику и уезжает в Рим. Там он много работал, написал «Мертвые души», произведение, жанр которого сам автор обозначил как поэму.
Изначально поэма была задумана как трехтомное произведение. Первый том был издан в 1842 году. Практически готовый второй том был утерян, но сохранилось несколько глав в черновиках. Третий том был задуман и не начат, о нем остались только отдельные сведения.
Поэму «Мертвые души» Николай Гоголь начал в 1835 году и продолжал над ней работать до конца жизни. В самом начале писатель выделял для себя, скорее всего, смешную сторону романа и создал сюжет «Мертвых душ», как для длинного произведения. Бытует мнение, что основную идею поэмы Гоголь позаимствовал у А.С. Пушкина, так как именно этим поэтом впервые была услышана реальная история о «мертвых душах» в городе Бендеры. Гоголь работал над романом не только у себя на родине, но и в Швейцарии, Италии и Франции. Первый том «Мертвых душ» был закончен в 1842 год, и в мае уже был издан под названием «Похождения Чичикова или Мертвые души».
Иллюстрации А. А. Агина к «Мертвым душам»
В процессе работы над романом первоначальный замысел Гоголя значительно расширился, именно тогда и появились аналогия с тремя частями «Божественной комедии». Гоголь задумал, что его герои прошли своеобразные круги ада и чистилища, чтобы в конце поэмы духовно возвысится и возродиться. Свою идею автору так и не удалось реализовать, полностью была написана только первая часть поэмы. Известно, что работу над вторым томом поэмы Гоголь начал в 1840 году, а к 1845 году у него уже были готовы несколько вариантов продолжения поэмы. К сожалению, именно в этом году автор самостоятельно уничтожил второй том произведения, он бесповоротно сжег вторую часть «Мертвых душ», будучи недовольным написанным. До сих пор неизвестна точная причина такого поступка писателя. Существуют черновые рукописи четырех глав второго тома, которые были обнаружены после вскрытия бумаг Гоголя.
Таким образом, становится понятно, что центральной категорией и одновременно главным замыслом поэмы Гоголя является душа, наличие которой делает человека полноценным и настоящим. Именно это является основной темой произведения, и Гоголь старается указать на ценность души на примере бездушных и черствых героев, которые представляют особый социальный слой России. В своем бессмертном и гениальном произведении Гоголь одновременно поднимает тему кризиса России и показывает с чем напрямую это связано. Автор рассказывает о том, что именно душа – это природа человека, без которой в жизни нет никакого смысла, без которого жизнь становится мертвой и что именно благодаря ей можно отыскать спасение.
Портреты героев «Мертвых душ» кисти М. П. Боклевского
В 1845 году у писателя неожиданно обнаружили шизофрению и поместили его в клинику для душевнобольных в Риме. Ему совсем плохо, русский посол передает Гоголю деньги от царя. Выкарабкавшись, он возвращается в Россию, благодарит императора и собирается уйти в монастырь.
Офорты Марка Шагала к «Мертвым душам»
«Выбранные места из переписки с друзьями»
Но этого намерения Гоголь не осуществил, литература оказалась сильнее. В 1847 году он публикует «Выбранные места из переписки с друзьями»: большую часть этого произведения действительно составляли письма, но были там и публицистические статьи. Произведение получилось скандальным – угрюмое и очень консервативное. Речь там идет о государственном строе России и о том, что крепостное право отменять не нужно. По мнению Гоголя, литература в Росси по-настоящему началась с эпохи од Ломоносова. Вывод: писатели должны восхвалять государя, тогда все у них будет хорошо.
Эту книгу он посылает своему духовнику в качестве исповеди. Однако церковь заявила, что светскому человеку негоже проповедовать; за такую вольность Гоголя даже хотели отлучить от церкви, но вовремя вмешался император. Также против Гоголя выступил критик В. Г. Белинский, который заявил, что Гоголь пытается оттянуть Россию назад в мрачное прошлое, а также хочет получить место воспитателя наследника престола. В ответ на это Гоголь предложил Белинскому вместе работать, но после этого у Гоголя неожиданно случается новый приступ шизофрении, следовательно, ему уже не до сотрудничества (хотя Белинский был согласен).
Последние годы стали самыми мрачными в жизни Гоголя: абсолютно больной человек пишет второй том поэмы «Мертвые души», он даже готов издать его, однако в ночь с 11 на 12 февраля 1852 года у него случается помутнение рассудка, и он почему-то бросает рукопись в огонь. А через десять дней умирает.