Централизованная библиотечная система г. Дзержинска

Собрать все самое ценное. Передать все самое лучшее.

  • Наши библиотеки
    • Детские библиотеки
    • Взрослые библиотеки
    • Поселковые библиотеки
  • Миссия
  • Электронный каталог
  • Музеи
    • Музей Николая Рубцова
      • О музее Н. Рубцова
      • Музейные новинки
      • Исследования и доклады
    • Музей народного быта
      • О музее
      • Виртуальные экскурсии
      • Фотоархив музея
  • Клубы
    • Городской клуб краеведов
    • Историческое общество
    • Любопытная Варвара
    • Надежда
    • Огонек Рубцова
    • Умелые ручки
  • Краеведение
    • Что читать о Дзержинске
    • Стихи о Дзержинске
    • Изба-читальня
    • Тематические списки
      • История Дзержинска
      • Туристический потенциал
      • Дзержинск в годы ВОВ
      • Районная печать в годы ВОВ
      • Дзержинцы-герои
      • Памятники воинам ВОВ
      • Незабываемый парад
      • Комсомол Дзержинска
      • Поселки Дзержинска
      • Улицы Дзержинска
      • Химики Дзержинска
      • Дзержинская экология
      • Дзержинский трамвай
      • Дзержинск литературный
      • Горький в Черноречье
      • Горький: взгляд из XX века
      • Театры Дзержинска
      • Отец Сергий (Муратов)
    • Краеведческие тесты
    • Городской клуб краеведов
    • Комсомольский оперотряд
    • Местная пресса
      • Дзержинец
      • Бесплатные объявления
      • Городская газета
      • Горожане
      • Дзержинская панорама
      • Дзержинские ведомости
      • Дзержинские новости
      • Дзержинское время
      • Красный химик
      • Новости Дзержинска
      • Промышленный вестник
      • Репортер и время
      • СПОРТ Дзержинское время
      • Спортивные газеты
      • Эконом-Инфо
  • Услуги
  • Контакты

1 2

prodlenie2

  • Гостевая книга
  • Виртуальная справка
  • Взрослым читателям
  • Детям и их родителям
  • Фонд редких книг
  • Новинки литературы
  • Новые книги для детей
  • Оцифрованные книги
  • Местная пресса
  • Конкурсы
  • Умные воскресенья
  • Виртуальные выставки
  • Видеоэкскурсии
  • Буктрейлеры
  • Литературные тесты
  • Литературные даты
  • Исторические даты
  • Читатели о нас
  • СМИ о нас
  • Наши достижения
  • Нормативные документы

Литературные даты

1

Гримм
Вильгельм Карл

235 лет
со дня рождения

Памятные даты

31

20

15

19

33

17

10

7

Содержание материала
Музыкальная классика
Оперы С. Прокофьева
Балеты С. Прокофьева
Книги и аудиоматериалы
Страница 1 из 4

 

 

 

Музыкальная классика
К 120-летию со дня рождения С.С. Прокофьева

 «Я – проявление жизни, которая дает мне силы
сопротивляться всему недуховному»
С.С. Прокофьев

        Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 г. в имении Сонцовка Екатеринославской губернии. Отец будущего композитора, закончив Московский университет и Петровско-Разумовскую сельскохозяйственную академию, согласился на предложение помещика Сонцова быть управляющим его южного имения. Мать, Мария Григорьевна, была незаурядной женщиной. Воспитание сына (занятия музыкой, иностранными языками) всецело находилось в ее руках. Не было дня, чтобы мальчик не подходил к роялю и не пытался что-то фантазировать. Мать записывала небольшие Сережины пьесы: рондо, вальсы, песенки.

alt              
alt

       Прокофьев начал заниматься музыкой с пяти лет. В 1904 г. в 13 лет, он поступил в Петербургскую консерваторию. Окончил консерваторию как композитор в 1909 г., как пианист – в 1914 г. Первые публичные выступления Прокофьева-пианиста с исполнением собственных произведений относятся к 1908 году, первые нотные публикации – к 1911, первые зарубежные гастроли – к 1913.

alt
alt
alt

        После окончания консерватории для Прокофьева начинается необычайно насыщенная творческая жизнь. Молодой композитор стремительно завоевывает одно из ведущих мест в музыкальном мире Петербурга, Москвы и даже за рубежом. Сергей Прокофьев совершает поездку в Лондон (то был обещанный матерью подарок), где происходит его первая встреча с Сергеем Дягилевым, одним из основателей объединения «Мир искусства», организатором «Русских сезонов» в Париже. Знакомство с Дягилевым открывает Прокофьеву двери многих музыкальных салонов. Он едет в Рим, Неаполь, где с успехом проходят его фортепианные вечера.

alt   alt   alt

       В канун Первой мировой войны композитор возвращается в Россию. Он работает над балетом «Ала и Лоллий» на сюжет С. Городецкого, но затем перерабатывает материал в «Скифскую сюиту» для оркестра, пишет фортепианный цикл «Сарказмы», вокальную сказку «Гадкий утенок» (по Г.-Х. Андерсену), оперу «Игрок» (по Ф.М. Достоевскому). Накануне революции он встречается в Москве с М. Горьким, В. Маяковским, поэтами-футуристами Д. Бурлюком и В. Каменским, которые восторженно принимают созвучную времени музыку молодого композитора. Летом 1917 г. Прокофьев живет в Ессентуках (мятежи на Дону отрезали его от Москвы и Петрограда). За эти месяцы появились Концерт для скрипки с оркестром, Третья и Четвертая фортепианные сонаты, фортепианный цикл «Мимолетности» и «Классическая симфония».

alt             alt             alt

       В мае 1918 г. Прокофьев уезжает в заграничное концертное турне (Япония, Америка, затем ряд европейских стран, Куба), которое растянулось на долгие пятнадцать лет. Жизнь Прокофьева вне России не была легкой. Его музыку не всегда принимали, слыша в ней некий «пролетарский налет». Резкие рецензии были направлены и на исполнительскую деятельность. Но именно в зарубежный период обогатилась эмоциональная палитра его музыки, включавшая жесткий драматизм Второй симфонии, комедийно-игровое начало «Любви к трем апельсинам» (опера по К. Гоцци), острую экспрессивность «Огненного ангела» (опера по В. Брюсову) и Третьей симфонии, искреннюю, поэтическую лирику «Блудного сына» (балет на библейскую тему), мелодические откровения Второй скрипичной сонаты.

alt                   alt

       Постепенно к блистательным именам художественного мира Запада прибавляется и его имя.  В последние годы жизни за границей композитором были созданы одноактный балет «На Днепре», Четвертый и Пятый фортепианные концерты, струнный квартет и другие сочинения. В 1933 г. Прокофьев возвращается на родину  и сразу оказывается в самой гуще творческой жизни страны. Он пишет кантату «К 20-летию Октября», Шестую фортепианную сонату, Первую скрипичную сонату, «Детскую музыку». Превосходную идею своеобразного путешествия в страну музыкальных инструментов симфонического оркестра предложила композитору режиссер Детского музыкального театра Сац Н., и Прокофьев создал удивительную по яркости музыкальных образов симфоническую сказку «Петя и волк».

alt             alt             alt

       Первой крупной работой этого времени стал балет «Ромео и Джульетта» (1935). Обращение к шекспировскому сюжету и сама ткань произведения были столь необычными, что артисты отзывались о музыке как о «неудобной». Постановка затянулась на пять лет. Артисты все больше вживались в новую балетную драматургию, основанную не на дивертисментном начале, а на сквозном развитии действия трагедии, на ярком показе психологически сложных многогранных образов.

alt               alt               alt

       С. Эйзенштейн предложил Прокофьеву работать над фильмом «Александр Невский». Высокое режиссерское мастерство Эйзенштейна вдохновило Прокофьева на создание буквально «зримой» музыки к кинокартине. В свою очередь, режиссера поражало в композиторе умение схватить самую суть сценической ситуации. Через полгода после выхода фильма на экран Прокофьев написал одноименную кантату (где использовал музыкальные эпизоды картины), создав стройную, совершенную по форме музыкальную фреску.

alt   alt   alt

       Перед войной, вслед за «Александром Невским», Прокофьев сочиняет оперы «Семен Котко» (по В. Катаеву), «Дуэнья» (по Р. Шеридану), Шестую фортепианную сонату. Во время Великой Отечественной войны композитор с семьей эвакуируется в Нальчик, а затем в Тбилиси. В этот период он пишет сюиту «1941», музыку к фильму Эйзенштейна «Иван Грозный», оперу «Война и мир», Пятую симфонию, балет «Золушка», Седьмую и Восьмую сонаты для фортепиано и другие сочинения.

alt   alt
alt

        Послевоенные годы должны были вернуть утраченную гармонию бытия, но они обернулись для композитора еще одним тяжелым испытанием. С 1949 г. Прокофьев ведет жизнь аскета. Он почти не выезжает с дачи, но даже при строжайшем медицинском режиме пишет оперу «Повесть о настоящем человеке» (по Б. Полевому), балет «Каменный цветок» (по П. Бажову), Девятую фортепианную сонату, ораторию «На страже мира» и многое другое. Последним сочинением, которое довелось композитору услышать в концертном зале, стала Седьмая симфония (1952).

alt   alt   alt

Предыдущая - Следующая >>

МБУ "ЦБС" г.Дзержинска

cbs@dzlib.ru