Содержание материала |
---|
Музыкальная классика |
Оперы С. Прокофьева |
Балеты С. Прокофьева |
Книги и аудиоматериалы |
Балеты
Золушка
Балет по сюжету одноименной сказки Шарля Перро. Музыка к балету написана в период с 1940 по 1944 год. Хореография балета имела множество редакций.
Впервые «Золушка» на музыку Прокофьева была поставлена 21 ноября 1945 года на сцене Большого театра. Её постановщиком был Ростислав Захаров, а заглавную роль исполняли балерины Ольга Лепешинская, Галина Уланова и Раиса Стручкова. Ранее на сюжет Золушки ставились балеты на музыку других композиторов.
8 апреля 1946 года в Кировском театре состоялась премьера нового балета Константина Сергеева на музыку Прокофьева. Спектакль оформил художник Борис Эрдман, за дирижёрским пультом был Павел Фельдт. Партию Золушки исполнила супруга балетмейстера Наталья Дудинская, а принца — К. М. Сергеев. Прекрасным воплощением образа Золушки стали Габриэла Комлева и Светлана Ефремова. И сам спектакль на долгие годы полюбился зрителю, вспоминавшему фильм Шварца. В свое время, в начале 80-х годов, спектакль Сергеева был заснят на киноплёнку как телебалет.
Известность также получила постановка «Золушки» Фредериком Аштоном в 1948 году в труппе балета «Сэдлерс-Уэллс» в Лондоне.
Каменный цветок
Идея создания балета на русский национальный сюжет пришла к Сергею Прокофьеву ещё в конце 1930-ых годов во время работы над «Золушкой». В поисках подходящего сюжета он обратился к произведениям Пушкина и к «Снегурочке» Островского. Однако все эти произведения уже были использованы в качестве сюжетов другими композиторами, и Прокофьев на время отказался от этой идеи.
Через несколько лет в руки Прокофьева попала «Малахитовая шкатулка» Бажова. Под впечатлением от книги он принялся за сочинение музыки на ее сюжет. Сочинением либретто занялись жена композитора Мира Мендельсон-Прокофьева и балетмейстер Леонид Лавровский. В основу сюжета были положены сказы Бажова «Каменный цветок» и «Горный мастер». Некоторые сюжетные линии, в частности образ приказчика Северьяна, были позаимствованы авторами из двух других Бажовских сказов: «Приказчиковы подошвы» и «Огневушка-поскакушка».
Работая над балетом, Прокофьев изучал уральский фольклор. Он использовал в своем сочинении мелодии нескольких народных песен, например, в сцене народного веселья в шестой картине и в сценах девичника Катерины. Композитор работал над новым балетом с большим воодушевлением.
Премьера балета состоялась 12 февраля 1954 года в московском Большом театре. Сергей Прокофьев не дожил почти год до премьеры своего балета. Он скончался вечером 5 марта 1953 года. Сохранились свидетельства, что в день своей смерти он работал над оркестровкой новых номеров «Каменного цветка».
Ромео и Джульетта
Балет "Ромео и Джульетта" по одноименной трагедии Уильяма Шекспира — один из самых популярных балетов двадцатого столетия. Премьера балета состоялась в 1938 г. в Брно (Чехословакия). Широкую известность, однако, получила редакция балета, которая была представлена в Кировском театре в Ленинграде в 1940 г.
В сотрудничестве с режиссером Сергеем Радловым и драматургом Адрианом Пиотровским, Прокофьев создал драматическую основу балета и сочинил к нему музыку в 1935 г. Они написали сценарий в четыре акта со счастливым концом, который резко отличался от финала знаменитой шекспировской трагедии. Эта редакция балета, однако, так и не дошла до постановки. В начале 1936 г. «Правда» осудила два произведения Дмитрия Шостаковича в статьях «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь». Эти статьи испугали композиторов и изменили творческую атмосферу в сталинском Советском Союзе. Прокофьев и его соавторы изменили сценарий и ввели традиционный трагический конец.
Премьера состоялась только через несколько лет за границей в декабре 1938 г., в Брно в отсутствие композитора. Балетмейстер Леонид Лавровский поставил советскую премьеру в январе 1940 г.; партию Джульетты танцевала известная балерина Галина Уланова, за что удостоилась Сталинской премии. Несмотря на возражения Прокофьева, Лавровский значительно изменил партитуру балета.
В 1955 г. Мосфильм снял сокращенную киноверсию балета. В фильме показана хореография Лавровского; роль Джульетты исполняет Уланова. Другие балетмейстеры, такие как Джон Крэнко в 1962 г., Кеннет Макмиллан в 1965 г. и Рудольф Нуриев в 1972 г. со временем создали новые постановки балета.