Содержание материала |
---|
Песням тех военных лет поверьте |
Композиторы Великой Отечественной войны |
Любимые песни военной поры |
Композиторы Великой Отечественной войны
Александров Александр Васильевич
С 1928 года А. В. Александров – организатор и музыкальный руководитель, с 1937 года – начальник, художественный руководитель и главный дирижер Ансамбля красноармейской песни Центрального дома Красной Армии им. М. Фрунзе (ныне Ансамбль песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова), с которым объехал весь Советский Союз и ряд зарубежных стран, завоевал в 1937 году «Гран-при» на Всемирной выставке в Париже.
В первые дни Великой Отечественной Краснознаменный ансамбль был разделен на четыре группы для обслуживания частей Красной Армии. Нередко труппа гастролировала и в полном составе, всего за время войны коллектив дал около 1500 концертов, продолжал записывать пластинки, выступал на радио.
В годы войны Александров написал лучшие песни, постоянно звучащие и по сей день: «Священная война», «Поэма об Украине», «25 лет РККА» («Несокрушимая и легендарная»).
В 1943 году на основе своего «Гимна партии большевиков» создал величественную мелодию, которая с 1944 года официально стала гимном СССР. Слова были написаны Г. А. Эль-Регистаном и С. В. Михалковым, частично отредактированы самим И. В. Сталиным. С 2000 года мелодия лежит в основе Гимна России.
Блантер Матвей Исаакович
Вместе с первыми залпами Великой Отечественной войны над страной разнеслись слова новых блантеровских песен. Одна из первых - «До свиданья, города и хаты» (ст. М. В. Исаковского) - написана 23 июня 1941, с ней уходили на фронт новобранцы.
В песнях Блантера военных лет получает развитие органическое взаимопроникновение героики и лирики. На фронте и в тылу, наряду с довоенной «Катюшей», звучали песни Блантера: «Моя любимая» (ст. Е. А. Долматовского, 1942), «Огонек», «В лесу прифронтовом» (обе на ст. М. В. Исаковского,1943), «Как служил солдат», «Песня военных корреспондентов» (обе на ст. К. М. Симонова,1944), «Под звездами балканскими» (ст. М. В. Исаковского, 1944) и многие другие (всего около 50 песен в годы Великой Отечественной войны).
В 1945 им написана «Враги сожгли родную хату» (ст. М. В. Исаковского), исполненная на эстраде через 15 лет Марком Бернесом (1960).
Богословский Никита Владимирович
Война застала уже известного композитора на Киевской киностудии (ныне Киностудия имени А. Довженко). Вместе с ней его эвакуировали в Ташкент. Там были сняты многие фильмы с музыкой Богословского, среди них «Два бойца», где прозвучали знаменитые «Темная ночь» и «Шаланды, полные кефали». В годы войны Никита Богословский часто участвовал во фронтовых концертах. Там же была создана такая песенная классика, как «Лизавета» (1942, стихи Е. А. Долматовского, к/ф «Александр Пархоменко») и «Солдатский вальс» (стихи В. А. Дыховичного, 1944).
В 1944 году Богословского прикомандировали к Карельскому фронту. Ему вручили офицерские погоны с капитанскими звездочками, а в военный билет записали должность – «фронтовой композитор». По передовым позициям он разъезжал в основном с артистами военного ансамбля песни и пляски. «Приходилось бывать и в довольно опасных местах, – заметил Никита Владимирович. – Например, на станции Лоухи, которую беспрестанно бомбили немцы».
Для Карельского фронта он написал цикл песен, которые ныне считаются военной песенной классикой. Это «Северный вальс», «Песня гнева» и «Карелия».
Близкое, непосредственное знакомство с фронтовой жизнью очень помогло композитору и при создании симфонической повести «Василий Теркин».
Мокроусов Борис Андреевич
Через несколько дней после начала войны, 7 июля 1941 года, Мокроусов отправился вместе с композиторами В. Макаровым и Ю. Слоновым в Севастополь, в распоряжение Политуправления Черноморского флота. Он увидел героическую морскую крепость, ставшую грозой для гитлеровцев, узнал и полюбил храбрых черноморцев, которым предстояло совершить небывалые подвиги у стен осажденного Севастополя. Дружба с моряками и пребывание в городе-герое оставили неизгладимый след в душе композитора. Под впечатлением этой поездки родилась к концу 1942 года романтическая черноморская баллада «Заветный камень», которая стала едва ли не лучшим и наиболее долговечным произведением Мокроусова.
В том же 1942 году, вскоре после разгрома фашистских полчищ под Москвой, Мокроусов сочинил на слова поэта Алексея Суркова широко известную «Песню защитников Москвы». Она впервые прозвучала в документальном кинофильме, запечатлевшем первые радостные победы Советской Армии на полях Подмосковья. В этом чеканном и строгом марше было много общего с лучшими военными песнями 30-х годов. Песня полюбилась на фронте.
Трудные времена пережил Борис Мокроусов в Ленинграде, куда его командировали вместе с композитором Н. Будашкиным. В голодную и холодную блокадную зиму 1943 года им была создана музыка к пьесе «У стен Ленинграда», от которой сохранилась трогательная матросская песня «Море шумит» (слова В. Балашова и Вл. Карпова), написанная в характере непритязательного бытового вальса.
Уже к концу войны была сочинена на слова А. Софронова прекрасная песня-хор «Ходят соколы» - о наших героях-летчиках, а также баллада для баса «Возвращение» (слова Л. Ошанина), рассказывающая о тревожных думах деревенской матери, ожидающей «сына-фронтовика; эту балладу. Мокроусов посвятил памяти своего брата Анатолия.
Соловьев-Седой Василий Павлович
В годы войны В. Соловьев-Седой жил в Чкалове (ныне Оренбург), где в 1941 году организовал и возглавил театральную фронтовую бригаду «Ястребок», с которой был направлен на Калининский фронт, в район Ржева. В эвакуации познакомился с поэтом А. И. Фатьяновым, ставшим его постоянным творческим партнером.
Война дала мощный драматический импульс его творчеству. В период 1941-1945 годов написал около 70 песен, стяжавших ему всенародную любовь; среди них «Вечер на рейде» (стихи А. Д. Чуркина), «На солнечной поляночке» («Тальяночка»), «Соловьи», «Давно мы дома не были» (все три – на стихи А. И. Фатьянова), «О чем ты тоскуешь, товарищ моряк?» (стихи В. И. Лебедева-Кумача), «Не тревожь ты себя, не тревожь», «Услышь меня, хорошая» (обе – на стихи М. В. Исаковского), «Матросские ночи» (стихи С. Б. Фогельсона). В 1945 появились песни к комедийному фильму «Небесный тихоход» - «Потому что мы пилоты» (стихи А. И. Фатьянова) и «Пора в путь-дорогу» (стихи С. Б. Фогельсона); в том же году в Куйбышеве состоялась премьера его оперетты «Верный друг».
Фрадкин Марк Григорьевич
В 1939 году Марк Фрадкин был призван в армию. Он попал в стрелковый полк, но его начальство, узнав, что к ним прибыл музыкант, поручили Марку организовать солдатский ансамбль, что он и сделал.
Во время войны у композитора была бронь и его назначили дирижером ансамбля Киевского военного округа, и этот коллектив получил название «Ансамбль песни и пляски Юго-Западного фронта». Фрадкин в нем прослужил до конца 1943 года в качестве аккордеониста, дирижера и руководителя фронтовых артистических бригад.
Его первая песня, написанная на военную тематику, называлась «Песня о Днепре», и была создана в ноябре 1941 года на стихи Евгения Долматовского, с которым композитор встретился на фронте.
Народный артист России и Дагестана Феликс Дадаев рассказывал: «Во время Великой Отечественной войны в Днепропетровске Марк Фрадкин написал песню «Ой, Днепро, Днепро». Ее услышал маршал Тимошенко, снял с себя орден и, надев его на композитора, сказал: «Потом оформим». Затем то же самое сделал Хрущев. Так Марк Фрадкин без документов сразу получил два ордена Красной Звезды за замечательную песню». Это произведение принесло Фрадкину широкую известность.
С Евгением Долматовским Фрадкин также написал песню «Случайный вальс», называвшийся сначала «офицерским». Песня сделала популярными этот дуэт, и до конца войны они успели написать еще несколько песен, самой известной из которых стала «Дорога на Берлин». Первым исполнителем, спевшим «Случайный вальс» и «Дорогу на Берлин», стал Леонид Утесов. Именно его исполнение сделало необыкновенно популярными эти произведения Марка Фрадкина.
В 1944 году Марк Фрадкин был принят в Союз композиторов, и продолжил свою творческую карьеру в Москве, где продлилось его сотрудничество с Евгением Долматовским.