Содержание материала |
---|
Песням тех военных лет поверьте |
Композиторы Великой Отечественной войны |
Любимые песни военной поры |
Любимые песни военной поры
«Священная война»
муз. А. Александров, сл. В. Лебедев-Кумач
Первой песней, написанной в годы Великой Отечественной войны, была «Священная война». Эта патриотическая композиция стала настоящим гимном советского народа. Уже 24 июня 1941 года в газетах «Красная звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение Василия Лебедева-Кумача «Священная война». Перед роковым сообщением о нападении Германии на СССР поэт просматривал кинохроники бомбардировок европейских городов, и, потрясенный увиденным, написал стих. Прочитав в газете проникновенные строки, композитор Александр Васильевич Александров сочинил к ним музыку. И уже на пятый день войны перед отправляющимися на фронт солдатами на площади Белорусского вокзала состоялась премьера «Священной войны» в исполнении Ансамбля песни и пляски Красной Армии под руководством А. Александрова. Отсюда, за считанные дни, зовущая к подвигам песня распространилась по всему Союзу.
«В землянке»
муз. К. Листов, сл. А. Сурков
Одна из самых лирических песен военных лет «В землянке» «родилась» совершенно случайно. Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил жене Софье Антоновне и написал в письме. Все началось в окрестностях Истры, сегодня там установлен памятник песне. В ноябре 1941-го, во время обороны Москвы Сурков приехал туда вместе с группой журналистов и почти сразу попал в окружение. Деревня Кашино поздней осенью 1941-го оказалась как раз на линии фронта. Немцы наступали. Там находилась изба, в которой располагался штаб 258 полка Красной армии. Чуть дальше находился тот самый блиндаж, в котором и зародилась песня «В землянке». Из окружения выбраться можно было только по полю - как потом оказалось, минному. Сам поэт вспоминал: всю шинель посекло осколками. После этого в блиндаже появилась одна из строчек: «А до смерти четыре шага». Стихотворение сложилось целиком лишь через несколько дней, уже в Москве. В феврале 1942 года теплые и глубоко личные строки Суркова настолько вдохновили композитора Константина Листова, что тот написал для них музыку. Он же стал первым исполнителем этой песни. 25 марта 1942 года песня «В землянке» была опубликована в «Комсомольской правде». К тому времени ее любили и пели и бойцы, и те, кто их ждал.
«В лесу прифронтовом»
муз. М. Блантер, сл. М. Исаковский
Осенью 1941 года группа московских писателей, поэтов и артистов вместе с их семьями была эвакуирована из столицы в город Чистополь Татарской АССР, расположенный на реке Каме. Среди них был и поэт Михаил Исаковский, который не мог находиться на фронте по причине слабого зрения. Там же, в Чистополе, в 1942 году он написал стихи, на основе которых потом родилась песня «В лесу прифронтовом». Михаил Исаковский писал: «Стихи написаны на Каме, когда шёл второй год войны. Работая, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь. Послал стихи старому товарищу Матвею Блантеру (с ним создавали «Катюшу»). Спустя несколько месяцев, услышал по радио, как «В лесу прифронтовом» исполняет Ефрем Флакс». В годы войны песня «В лесу прифронтовом», повествующая о воспоминаниях солдат во время отдыха перед боем, снискала всенародную популярность. Тем не менее, основное содержание песни – не только лирические воспоминания о мирной жизни, но и то, что дорога к дому и к любимой ведет через борьбу с врагом, тяжелые испытания и невзгоды: «… и каждый знал — дорога к ней ведет через войну».
«Давай закурим»
муз. М. Табачников, сл. И. Френкель
Речь в песне идет о зиме 1941—1942 годов. Осенью 1941 года на Южном фронте очень рано выпал снег, а после вдруг неожиданно потеплело, дороги раскисли и превратились в грязь. Именно в это время советские войска предприняли контрудар под Ростовом-на-Дону, в результате которого 28 ноября 1941 года был освобожден этот город, а гитлеровские войска потерпели первое крупное поражение и не смогли пробиться к кавказской нефти. Впервые песня была исполнена в Доме офицеров города Каменска-Шахтинского Ростовской области. Текст песни варьировался. Так, Клавдия Шульженко не исполняла первый куплет, где речь как раз шла об оттепели на Южном фронте. Песня «Давай закурим» отчасти «повинна» в замужестве ее главной исполнительницы Клавдии Шульженко. Будущий супруг певицы Георгий Епифанов, работавший в годы войны фронтовым корреспондентом и кинооператором, начал писать Клавдии Ивановне восторженные письма после исполнения ею обсуждаемой композиции.
«Дорога на Берлин»
муз. М. Фрадкин, сл. Е. Долматовский
В ноябре 1943 года поэт Евгений Долматовский, находясь в только что освобождённом от гитлеровских войск Гомеле, написал короткое стихотворение: «С боем взяли мы Орёл, / Город весь прошли, / Улицы последней / Название прочли: / Брянская улица на запад ведёт? / Значит – в Брянск дорога, / Значит – в Брянск дорога. / Вперед!» В своих воспоминаниях Долматовский сообщал, что он заметил интересную особенность: «последняя улица освобождённого города, по которой проходили наступающие войска, как бы указывала маршрут к следующему городу, который предстояло брать». Таким образом, по его словам, «дальше ничего не было сочинено, только в намеченную схему вставлялась строка: во вторую строфу – о вступлении в Брянск, в третью – о Гомеле», а кончалось всё «строфой про Минскую улицу, про то, что нам предстоит дорога на Минск». Стихотворение Долматовского было опубликовано в газете «Красная Армия» под названием «Улицы-дороги». Евгений Долматовский отправил стихи композитору Марку Фрадкину, который находился в Москве. Фрадкин в начале 1944 года написал музыку, и получилась песня. Первым исполнителем песни «Улицы-дороги», впоследствии получившей название «Дорога на Берлин», был Леонид Утёсов. Впоследствии Утёсов вспоминал: «Одна беда – песня скоро начала стареть. Ведь кончалась она призывом: «Вперед, на Минск!» А в июле 1944 года столица Советской Белоруссии была уже освобождена. Советские воины шли дальше на запад, и я стал прибавлять названия новых городов, взятых нашими войсками: Брест, Львов, Люблин, Варшаву и так далее, заканчивая словами «На Берлин!». Песня снова стала злободневной». Таким образом, «обновление» текста песни происходило в соответствии с последними сводками Совинформбюро. В исполнении Утёсова песня была записана на пластинку, По некоторым данным, именно при записи на пластинку она получила новое название – «Дорога на Берлин». Песня «Дорога на Берлин» прозвучала во время Парада Победы, который состоялся 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве – ее исполнил военный оркестр в ритме марша.
«Давно мы дома не были»
муз. В. Соловьев-Седой, сл. А. Фатьянов
Эта песня родилась весной 1945 года в результате встречи ее авторов с солдатами, добивавшими врага уже на его территории. Композитор Василий Соловьев-Седой и поэт Алексей Фатьянов как раз в это время присоединились к концертной бригаде, состоящей из певцов и музыкантов. Бригада направлялась в воинские части в Восточной Пруссии, чтобы давать там концерты для воинов. В пути, чтобы не тратить попусту время, Соловьев-Седой и Фатьянов стали сочинять песню. Старенький автобус, который с трудом пробирался по разбитым фронтовым дорогам, никак не мог поспеть за стремительно наступавшими частями Красной Армии. «Писать было невозможно, - вспоминал Соловьев-Седой в своей книге «Пути-дороги». — Стоило только вытащить карандаш и бумагу, как при очередном толчке карандаш вылетал из рук, и, отскочив рикошетом от потолка, исчезал в недрах автобуса. А работать было необходимо. Мы решили сочинить новую песню, посвятив ее балтийцам. Мы хотели, чтобы премьера этой песни состоялась у солдат и матросов, прошедших долгий и славный путь борьбы и побед». Это была последняя военная песня Соловьёва-Седого и Фатьянова.
«Жди меня»
муз. М. Блантер, сл. К. Симонов
Стихотворение «Жди меня» было написано Константином Симоновым в июле – августе 1941года и посвящено актрисе Валентине Серовой. Поэт вспоминал: «У стихотворения «Жди меня» нет никакой особой истории. Просто я уехал на войну, а женщина, которую я любил, была в тылу. И я написал ей письмо в стихах». Первоначально стихотворение не предназначалось для публикации, как слишком личное; тем не менее, Симонов неоднократно читал его друзьям. 9 декабря 1941 года он прочел его в радиоэфире. На основе отзывов Симонов все-таки согласился отдать стихотворение в печать. Впервые оно было напечатано в «Правде» 14 января 1942 года. В годы войны оно пользовалось невероятной популярностью. В 1942 году стихотворение было положено на музыку Матвеем Блантером. Оно звучит в виде песни в фильмах «Парень из нашего города (1942) и «Жди меня» (1943).
«Казаки в Берлине»
муз. Д. и Д. Покрасс, сл. Ц. Солодарь
Песня «Казаки в Берлине» – первая, рожденная в мирный день, в день Великой Победы 9 мая 1945 года. Она как бы завершила долгий и трудный путь, начатый в те суровые дни, когда впервые прозвучала «Священная война», звавшая на смертный бой с фашизмом, бой, закончившийся в столице поверженной гитлеровской Германии Берлине. Автор песни поэт Цезарь Солодарь ы качестве военного корреспондента он присутствовал на подписании Акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии в предместье Берлина Карлсхорсте. Солодарь написал стихи под впечатлением эпизода, свидетелем которого оказался. Ранним утром 9 мая 1945 года на одном из самых оживленных берлинских перекрестков, заваленном покореженной фашистской техникой и щебнем, лихо орудовала флажком-жезлом молодая регулировщица. «Вдруг послышался цокот копыт, – рассказывает поэт Цезарь Солодарь, – мы увидели приближающуюся конную колонну. Большинство коней шло без седел. И только на флангах гарцевали молодые конники в кубанках набекрень. Это были казаки из кавалерийской части, начавшей боевой путь в заснеженных просторах Подмосковья в памятном декабре сорок первого года». Четким взмахом флажков и строгим взглядом больших глаз регулировщица преградила путь всем машинам и тягачам, остановила пехотинцев и пропустила казаков. Через 2-3 часа Цезарь Солодарь улетел в Москву и уже в салоне военно-транспортного самолета набросал первые строчки будущей песни. В полдень он прочитал стихи братьям-композиторам Покрассам. Стихи братьям очень понравились, и по их предложению были «усилены» лихим припевом. Вечером композиторы позвонили поэту и сказали, что музыка готова. Таким образом, песня «Казаки в Берлине» была написана всего за один день – 9 мая. Вскоре в исполнении участника Великой Отечественной войны Ивана Шмелева она прозвучала по радио.
«Лизавета»
муз. Н. Богословский, сл. Е. Долматовский
Песня «Лизавета» из кинофильма «Александр Пархоменко» (1942) названа по имени одной из героинь фильма, посвященного старому большевику, легендарному герою Гражданской войны. Снимать картину начали в Киеве накануне Великой Отечественной войны, а заканчивали съемки в Ташкенте, куда была эвакуирована Киевская студия. Авторы песни – композитор Никита Богословский и поэт Евгений Долматовский – очень точно отразили в ней настроение времени и, что примечательно, угадали, в какое время года придет долгожданная Победа: «Приеду весною, ворота открою... я вернусь, когда растает снег». Фильм «Александр Пархоменко» вышел на экраны страны в конце 1942 года, а песня «Лизавета» сразу же приобрела широкую известность, так как ее содержание, относящееся к периоду гражданской войны, вполне соответствовало и текущему моменту.
«На солнечной поляночке»
муз. В. Соловьев-Седой, сл. А. Фатьянов
Летом 1942 года в Оренбурге состоялось знакомство композитора Василия Соловьева-Седова и поэта Алексея Фатьянова. На второй день юный поэт принес молодому композитору стихотворение, старательно выписанное на листе, вырванном из какой-то амбарной книги. «Оно меня сразу обворожило, - писал Василий Соловьев-Седой. – Стихи были свежи, трогательны, лишены литературных красивостей или стремления казаться оригинальными. Доверительная интонация, простой русский разговорный язык. Прочитав стихотворение, ощутил пьянящий аромат свежего сена, цветущей сирени, полевых цветов. Фатьянов стихами вел разговор с глазу на глаз, один на один со своим сверстником, солдатом... Стихи пели, в них уже была мелодия». Вскоре стихотворение Фатьянова «На солнечной поляночке» было напечатано в областной армейской газете «За Родину». В 1943 году Соловьев-Седой приступает к написанию песни «Тальяночка» - так называли песню в период войны. Сначала она звучала как лирический вальс, однако сам композитор таким решением оказался недоволен: «Мелодия казалась мне расслабленной, нечеткой и самое главное – не сливалась в единый образ с текстом. И я отбросил эту музыку и написал новую мелодию. На этот раз получилась та песня, которую мы все знаем и любим». Интересно, что в некоторых фронтовых газетах появилась рубрика «На солнечной поляночке». Под этой рубрикой помещались заметки о том, как бойцы проводят краткие часы, о письмах, полученных от любимых, и другие сообщения.
«Огонек»
муз. народная, сл. М. Исаковский
19 апреля 1943 года в газете «Правда» было напечатано стихотворение Михаила Исаковского «Огонек», музыку к которому стали сочинять многие композиторы и музыканты, как известные, такие как М. Блантер, А. Митюшин, Н. Макарова, Л. Шварц, И. Лаврентьев, так и любители (Н. Чугунов, В. Никитенко). Однако все эти мелодии не имели ничего общего с той, с которой песня обрела популярность. Ее автор неизвестен. Свет в окне в те времена воспринимался как чудо. Поэт и военкор Евгений Долматовский вспоминал: «Сейчас трудно себе представить, какое ошеломляющее впечатление произвела эта картина: уходит боец на позиции и, удаляясь, долго видит огонек в окне любимой. А люди знали: половина страны погружается ночью в непроглядную темноту, даже машины не зажигают фар, и поезда движутся черные. Вражеские самолеты не найдут цели! Поэтический образ огонька на окошке превратился в огромный и вдохновляющий символ: не погас наш огонек, никогда не погаснет! Песня еще одной неразрывной связью скрепила фронт и тыл». Впервые «Огонек» с мелодией неизвестного автора прозвучал в 1947 году в исполнении Владимира Нечаева. Были выпущены грампластинки, на которых указывалось, что автор текста – Исаковский, а музыка – народная. Исаковский вспоминал, что многие люди пытались доказать, что именно они являются авторами музыки к песне. Была созвана специальная комиссия Союза композиторов, которая установила, что ни один из этих людей не мог написать ее, а мелодия более всего похожа на танго «Стелла», автор которого также неизвестен.
«Ой, туманы мои, растуманы»
муз. В. Захаров, сл. М. Исаковский
Песня написана в 1942 году, в самый разгар Великой Отечественной войны. Владимир Григорьевич Захаров руководил в то время хором имени Пятницкого и попросил в письме Михаила Исаковского написать песню о партизанах, может быть, с шуткой. Перечислялись и другие темы для песен. Но Михаил Васильевич, который в то время находился в эвакуации в Чистополе, загорелся идеей создать именно партизанскую песню. Работал он над ней долго. Лишь в июне стихи были, наконец, написаны и отправлены композитору в Свердловск, куда к тому времени перебрался хор. «Ой, туманы...» вошла в золотой фонд советского песенного творчества.
«Прощайте, скалистые горы»
муз. Н. Букин , сл. Е. Жарковский
Автор слов песни «Прощайте, скалистые горы» Николай Букин на протяжении всей Великой Отечественной войны служил на полуострове Рыбачий, расположенном в Мурманской области, у Баренцева моря. В течение 40 месяцев в прибрежных водах советские моряки вели ожесточенные сражения с немецкими войсками, пытавшимися проникнуть к Мурманску. Захватчикам так и не удалось прорвать оборону ни на море, ни на суше – пограничный знак на полуострове Рыбачий оказался единственным на всей западной границе СССР знаком, всё время остававшимся под контролем советских войск. На Рыбачьем Николай Букин сначала служил артиллеристом, а потом стал работать в дивизионной газете «Североморец». Букин писал стихи о пехотинцах, его называли «артиллерийским поэтом», но больше всего его вдохновляла морская романтика – он любил встречаться с моряками-катерниками, отношение которых к кораблям и морю всегда волновало его. В 1942 годупосле одной из таких встреч у него и родились строки стихотворения «Не жить мне без моря», которые впоследствии стали словами песни «Прощайте, скалистые горы». Стихотворение было опубликовано в газете Северного флота «Краснофлотец», издававшейся в Мурманске, а через некоторое время Букин услышал песню со своими словами по радио. Первый вариант музыки был написан Вадимом Кочетовым. Песня была рекомендована политуправлением флота «для исполнения и популяризации в период краснофлотского радиочаса». В той же газете «Краснофлотец» увидел стихотворение Букина и композитор Евгений Жарковский, который был направлен в политуправление Северного флота в командировку для творческой работы. На одном дыхании он написал к нему музыку. Всенародную известность песня приобрела после того, как она была передана по Всесоюзному радио в исполнении Владимира Бунчикова и Петра Киричека.
«Синий платочек»
муз. Е. Петерсбурский, сл. Я. Галицкий
Поистине необычна история и другой замечательной военной песни «Синий платочек». В 1940 году в московском саду «Эрмитаж» выступал польский оркестр «Голубой джаз» под управлением Генриха Гольда. Тогда композитор Ежи Петерсбурский исполнил свою новую мелодию. После концерта к Петерсбурскому подошел поэт и драматург Яков Галицкий, который выразил свое восхищение творчеством оркестра и предложил написать слова к той новой красивой мелодии. Польскому композитору мысль поэта понравилась, и вскоре появилось стихотворение «Синий платочек». Впервые песню «Синий платочек» исполнил солист «Голубого джаза» Станислав Ландау, после чего она стала постоянной в репертуаре оркестра. Любопытно, что в Польше к тому времени уже была песня на мелодию Ежи Петерсбурского. «Синий платочек» пели Изабелла Юрьева и Вадим Козин, но до войны эта песня не получила широкой известности. Наступила война, и в тексте песни произошли некоторые изменения. Привычный же «Синий платочек» появился в 1942 году, когда песню исполнила Клавдия Шульженко. Дело в том, что Клавдия Ивановна обратилась к сотруднику газеты «В решающий бой!» Михаилу Максимову с просьбой изменить слова песни на более патриотичные. Тогда-то поэт и вставил в текст песни знаменитые слова о пулеметчике. Однако Политуправление Рабоче-Крестьянской Красной армии посчитало песню «чрезмерно лирической» и выразило свое недовольство по этому поводу. Клавдия Шульженко перестала петь эту песню, но полюбившийся миллионам советских граждан «Синий платочек» уже навсегда остался в числе лучших военных песен.
«Случайный вальс»
муз. М. Фрадкин, сл. Е. Долматовский
В начале 1943 года, после окончания Сталинградской битвы, Евгений Долматовский и Марк Фрадкин были приглашены на заседание Военного совета Донского фронта, где им обоим были вручены ордена Красной Звезды за творческую деятельность. Отвечая на вопрос о планах, Долматовский рассказал командующему фронтом Константину Рокоссовскому об идее создания песни на основе ранее написанного стихотворения «Танцы до утра». Присутствовавший там же начальник политического управления фронта Сергей Галаджев предположил, что в результате должно получиться что-то вроде офицерского вальса. Долматовскому название «Офицерский вальс» понравилось. На следующий день после этого Долматовский и Фрадкин уже были в поезде, который направлялся на север . Поезд шел медленно, с остановками: путь от Сталинграда до Ельца занял семь суток. За это время и была сочинена песня «Офицерский вальс». В своих воспоминаниях Евгений Долматовский сообщал, что история, описанная в этой песне, была связана с конкретным эпизодом, рассказанным Фрадкину летчиком Василием Васильевым. Как-то, оказавшись поздно вечером в одной из прифронтовых деревень, Василий услышал звуки музыки. Подойдя поближе, он увидел танцующую молодежь, а также стоявшую в стороне одинокую девушку. Пригласив ее на вальс, летчик познакомился с ней – ее звали Зиной. Но очень скоро им пришлось проститься. Рассказав Фрадкину об этой истории, Васильев добавил: «Вот вы, композиторы, песни сочиняете. У меня к вам просьба: напишите песню о том, что я рассказал. Если всё точно опишете, Зина поймет, что это о нас с ней. Может, она услышит, откликнется вам». И действительно, через некоторое время та девушка написала на радио письмо, в котором она просила узнать адрес летчика. Фрадкин рассказывал: «Мы связались с авиасоединением, где служил лейтенант. Но Василий Васильев уже не мог ответить Зине: в одном из воздушных боев он погиб смертью героя...». Первым исполнителем песни «Офицерский вальс», впоследствии получившей название «Случайный вальс», был Леонид Утесов.
«Смуглянка»
муз. А. Новиков, сл. Я. Шведов
В 1940 году по просьбе руководства Политуправления Киевского военного округа для Окружного Ансамбля песни и пляски поэтом Яковом Шведовым и композитором Анатолием Новиковым была создана песенная сюита о молдавских партизанах. Всего в сюите было семь песен, среди них и «Смуглянка», написанная на основе молдавского фольклорного творчества. В начале Великой Отечественной войны ноты цикла у Новикова потерялись. Восстановив по памяти черновые наброски, Анатолий Григорьевич показал «Смуглянку» на радио. Но «несерьезная» песня не произвела впечатления на руководство. Только в конце 1944 года песня о молдавской девушке-партизанке в числе прочих композиций Новикова была по достоинству оценена руководителем Ансамбля песни пляски Красной Армии А. В. Александровым. Так веселая лирическая песня о партизанах Гражданской войны стала любимой как в тылу, так и на фронте.
«Темная ночь»
муз. Н. Богословский, сл. В. Агатов
История создания всенародно любимой песни «Темная ночь» очень интересна. В 1943 году, во время работы над знаменитым кинофильмом «Два бойца» у режиссера Леонида Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом письма. Расстроенному из-за множества безуспешных попыток режиссеру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным. Не теряя ни минуты, Леонид Луков поспешил к композитору Никите Богословскому. Поддержав идею Лукова, Никита Владимирович уже через 40 минут предложил другу мелодию. После этого оба приехали к поэту Владимиру Агатову, который, в свою очередь, за пару-тройку часов написал легендарное стихотворение. Так была создана любимая и поныне песня «Темная ночь». Спетая исполнителем роли главного героя Марком Бернесом, «Темная ночь» навсегда осталась в памяти советского народа. Кстати, после записи песни, сцена написания письма в землянке была удачно снята с первого дубля. Но и на этом история создания песни не заканчивается. Первая матрица пластинки пострадала от… слез работницы завода, которая не смогла сдержать чувств при прослушивании песни в исполнении Ивана Козловского. Так что в свет «Темная ночь» вышла только со второй матрицы.