Содержание материала |
---|
День босса |
Специфика эффективного руководства |
Основы авторитетного руководства |
Отношения с боссом |
Библиография |
Специфика эффективного руководства
Если вы думаете, что руководитель - это должность, то вы правы лишь отчасти. Руководитель - это не только должность; это психология, образ жизни, образ мыслей. Можно занимать высокий пост, но не быть лидером, которого уважают, слушаются, с которым считаются. Наличие кресла, кабинета, вывески без соответствующих личностных характеристик подобны наклейке «Мерседес» на капоте «Запорожца». Такой руководитель выглядит порой очень комично, а главное, он не может эффективно работать.
Руководитель как психологический тип должен отличаться, например, от исполнителя, специалиста или ответственного сотрудника, прежде всего, ответственностью.
Исполнитель выполняет простую задачу: сказали - сделал; его ответственность распространяется только за то действие, которое он произвел или не произвел. Специалист может отвечать и за технологию, и за процесс в рамках своей компетенции. С ответственного сотрудника спросят за результат в рамках его полномочий. Руководитель несет ответственность за все целиком. Согласитесь, что такая позиция должна основываться на специфических личностных характеристиках, особом образе мыслей, стиле жизни. Разберем некоторые особенности.
Руководитель думает масштабно, он нацелен на результат, устремлен в будущее. Тот же, кто долго копается в прошлых ошибках, своих или сотрудников, утрачивает позитивный настрой и стоит на месте, когда надо идти вперед.
Устремление на результат в будущем - это одна из важнейших психологических установок эффективного руководителя. В этом контексте полезно рассмотреть тему разбора полетов, или подведения итогов, что тоже является неотъемлемой функцией руководства.
Что правильнее внушать?
Необходимо учитывать, что позитивное мировосприятие не очень принято в нашей культуре. У нас сложилось порочное представление о руководителе, хмурящем брови, надувающем щеки, изображающем строгость и крайнюю серьезность. Так и хочется вспомнить того самого Мюнхгаузена: «Улыбайтесь, господа. Умное лицо еще не признак ума, все величайшие глупости на земле делаются именно с этим выражением лица».
Здесь уместно не впадать в крайности, обязательно учитывать принцип адекватности воздействия позитивом. Например, если сейчас сотрудники совсем в печальном состоянии, то будет неправильно сразу и моментально поднимать им настроение или как-то иначе активно воздействовать - это может получиться не совсем адекватно ситуации.
Для начала, возможно, принять сигнал - коллектив не здоров. Может быть, уместно будет пообщаться с некоторыми сотрудниками отдельно, подумать, как исправить ситуацию в общем. Но в любом случае выгоднее и практичней поддерживать бодрый, активный и энергичный стиль жизни и работы. А те люди, которые все время делают грустные глаза и оправдывают свои плохие результаты всемирной печалью, вызванной мировым кризисом, пусть делают это в другом месте. Вам нужны результаты дела, а не поражения, вызванные личными чувствами и переживаниями.
Позитивное отношение к жизни - важная личностная характеристика руководителя, хотя далеко не единственная. Но без нее трудно развивать в себе нацеленность на результат и поддерживать высокий уровень эффективности работы.
Правила эффективного руководства
Правило 1. Создайте сотрудникам правильную атмосферу обсуждения.
Даже если работа была не очень успешной, все равно общий фон обсуждения надо сделать позитивным. Прием простой: руководитель может предложить всем присутствующим высказать несколько слов благодарности двум или трем присутствующим за то, что действительно помогали работать. Будет правильно, если руководитель первый поблагодарит кого-либо, только указав, за что конкретно. Отметить успех сотрудников - это еще и настроить их на дальнейшую работу. Что поощряете, то люди и стараются делать.
Правило 2. Негативно говоря о прошлом, предлагайте решение на будущее.
Часто встречающаяся ошибка руководителя - рассказывать о своих упущениях. Зачем? Какой настрой такими рассказами можно вызвать у сотрудников?
Нужно перестать говорить о том, что было плохо, а сразу начинать с того, как сделать лучше. Можно кратко сформулировать негативный результат как факт, без эмоций, и сразу предложить варианты решения задач.
Правило 3. Четкость, конкретность и ясность формулировок.
«Некоторые сотрудники не проявили должного умения, хотя могли бы работать лучше, а не как всегда». О чем речь? Какие сотрудники?
Если такое высказывание было озвучено, необходимо предложить говорящему человеку указать конкретных лиц и событие. Это всего лишь субъективное мнение, за которым пусть последует предложение, отвечающее на вопрос: «А как надо?».
Если прозвучало обвинение против конкретного лица, полезно ему тоже предоставить слово, поинтересоваться его видением, мнением. Задача руководителя - смягчить обвинение, переформулировать его конструктивно, найти за ним позитивное намерение говорящего.
Правило 4. Завершение на позитиве.
«Хорошо, что мы работаем вместе, понимаем друг друга, готовы выслушать и поддержать».
Об этом руководитель должен обязательно сказать. Пусть о совместно проделанной работе останутся только теплые чувства и позитивный настрой на будущее, ведь главные свершения еще впереди!
Такое общение руководителя с подчиненными формирует у них позитивное восприятие мира в общем и в своей деятельности в частности.
Другими словами, установка, транслируемая сотрудникам, приучает видеть за временными трудностями желаемый результат, концентрироваться именно на нем, а не на переживаниях неудачи.
На чем должен акцентировать внимание руководитель?
- На том, что уже есть, а не на том, чего пока не хватает. Конечно, полезно помнить, что не достигнуто, упущено. Но лишь для того, чтобы проанализировать, сделать правильный вывод, а не для того, чтобы это переживать в негативе.
- На ресурсах, на всем, что помогает достигать успеха, а не на опасностях, угрозах и трудностях. Если запустить программу переживаний неудач, дополнить ее грозящими опасностями, то трудно будет увидеть хоть что-то позитивное, свет в конце тоннеля. Уже придуман термин - кризисное состояние, когда человек верит, что за облаками солнца больше нет, и оно никогда не появится. С таким настроением решать задачи некогда: их приходится переживать.
- В фокусе внимания должны быть достоинства, а не недостатки.